Администрация президента Джозефа Байдена приняла решение усилить военное присутствие США в Греции. Несмотря на то, что инициативу называют рутинным шагом, в греческих СМИ трактуют ее как признак растущего противодействия Турции. На неофициальном уровне в Анкаре раздаются голоса в поддержку разграничения части территорий в Восточном Средиземноморье за счет договоренностей с сектором Газа. Не исключено, что новости об американской помощи Греции являются ответом на попытки президента Реджепа Тайипа Эрдогана утвердить свое видение границ в регионе.
О том, что Вашингтон наращивает военное присутствие, сообщили источники греческой газеты Kathimerini. О соответствующем решении американская сторона уже проинформировала своих союзников по Североатлантическому альянсу. Собеседники издания обращают внимание на то, что инициатива преподносится Вашингтоном как часть естественного процесса развертывания в рамках НАТО, однако за ней, вероятнее всего, скрывается тревога нынешней администрации по поводу стремительного ухудшения греко-турецких отношений из-за споров в Восточном Средиземноморье и желание предотвратить неожиданные сценарии, готовность к которым Эрдоган многократно демонстрировал на протяжении последних лет.
К нынешним местам концентрации американских сил - на острове Крит, на авиабазах в Стефановикео и Ларисе, в порту Александруполис - могут добавиться еще как минимум четыре локации, говорят источники. По их данным, местное Министерство обороны подготовило для Пентагона список из 22 пунктов, которые могут оказаться подходящими для базирования войск. Наиболее вероятным претендентом на то, чтобы принять у себя американцев, является база в Андравиде (западная часть Греции), которая обладает выгодным географическим положением. Также среди вариантов - остров Скирос, который обеспечивает преимущество при развертывании в Эгейском море при достаточном удалении от турецких рубежей.
В распоряжении США остаются военные объекты на территории соседней Турции, в том числе в Инджирлике, хотя в Анкаре регулярно звучат адресованные Эрдогану призывы "выгнать" иностранный контингент. Особенно ярко это проявляется, когда в двусторонних отношениях союзников по Североатлантическому альянсу возрастает напряженность. Одним из последних поводов стало решение Байдена признать геноцид армян в Османской империи. До этого масла в огонь подливали американские санкции в ответ на приобретение Анкарой российских ЗРС С-400, а также активная поддержка американцами курдских военизированных формирований на северо-востоке Сирии. До настоящего времени дальше призывов дело не заходило.
Читайте также
Появление сообщений об американском усилении в Греции подозрительно совпало с обсуждением в турецких СМИ идеи подписать между Анкарой и сектором Газа сделку о разграничении морских зон. Автором инициативы стал бывший командующий Военно-морскими силами (ВМС) Турции контр-адмирал Джихат Яйджы - автор похожих договоренностей между Анкарой и ливийским Триполи от 2019 года. По его оценкам, находящийся в израильской блокаде палестинский анклав вполне мог бы присоединиться к турецко-ливийским соглашениям, что позволило бы ему получать помощь с моря и увеличить дипломатический вес: администрация, возглавляемая движением ХАМАС, не обладает международным признанием.
"Такое соглашение может перевернуть в нашу пользу всю игру, которая ведется против Турции, через Восточно-Средиземноморский газопровод (EastMed)", - говорит Яйджы, называя оформление договоренностей с Газой стратегическим ходом.
Не случайно обратившие на инициативу внимание израильские СМИ интерпретировали ее содержательную часть как план захвата средиземноморских газовых месторождений. По оценкам издания Jerusalem Post, концепция Яйджы толкает израильтян и турок на грань прямой конфронтации и наносит удар по намерению еврейского государства участвовать в проекте EastMed. "Турция проведет линию от турецкого побережья прямо до Газы, предположительно разделив море и создав коридор. Это отрезало бы Израиль от EastMed, который Израиль, Греция и Кипр хотят построить вместе, - пишет Jerusalem Post. - Это очевидная экономическая война, которая бросает вызов целям Израиля в сфере энергетики".
Для Греции и Кипра подобная инициатива была бы не меньшим вызовом.
В разговоре с "НГ" политолог, сооснователь аналитического проекта Geopolitical Cyprus Иоаннис Иоанну заметил, что у Газы и Турции нет реальной возможности заключить сделку по разграничению морских зон наподобие турецко-ливийского меморандума. "Это история, которая время от времени появляется в турецкой прессе, - напоминает собеседник "НГ". - Она возникает каждый раз, когда разворачиваются боевые действия между ХАМАС и Израилем в Газе, если учесть, что Анкара пытается выглядеть сторонником палестинского дела и фактически имеет отношения с террористической организацией ХАМАС". Однако Иоанну указал на то, что Турция в отличие от Египта продемонстрировала ограниченные рычаги влияния на ситуацию в Палестине.