В начале войны казалось, что Нетаниягу вновь обыграл своих соперников. Победитель "короны" должен был стать победителем ХАМАСа и сделать невозможным участие правых партий в смешанной "коалиции перемен". Но операция "Страж стен" закончилась ничем, люди устали от обстрелов и бессонных ночей, а арабо-еврейские столкновения выявили новую острую проблему, пока не имеющую решения. В итоге мы опять оказались там, откуда пришли, с небольшими, но чувствительными переменами, которые превращают формирование любой коалиции в почти безнадежное дело.
Шансы Нетаниягу тают на глазах. Едва вступило в силу прекращение огня, на премьера обрушилась критика слева и справа, в том числе от недавних партнеров вроде Бецалеля Смотрича. Но если Смотрич, Саар и жители юга Израиля упрекают Биби в том, что он закончил операцию слишком рано, в левом лагере его обвиняют ни больше ни меньше, как в сознательном развязывании войны ради сохранения власти и чуть ли не в сговоре с ХАМАСом и "Исламским джихадом". Эта гипотеза кажется многим вполне убедительной, поскольку эскалация началась в чрезвычайно удобный для Нетаниягу момент. Правда, ему не удалось получить от нее все желаемые дивиденды, но программа минимум - не дать "блоку перемен" сформировать правительство - судя по всему, выполнена. Дело идет к пятым выборам, что вполне устраивает Биби, поскольку до сентября он остается главой правительства и в этом статусе предстанет перед судом. Он не сможет прийти на процесс национальным героем, но, по крайней мере, остается "при своих".
Неприятная новость для Биби состоит в том, что общество все отчетливее видит связь между внезапными витками эскалации, с одной стороны, и выборами или коалиционными переговорами - с другой. СМИ уже не боятся говорить об этой связи вслух, так что впредь прибегать к этому трюку будет затруднительно, и перед выборами, к которым мы уверенно двигаемся, главе "Ликуда" придется придумать что-то другое.
Нетаниягу надеялся, что с началом "Стража стен" правые фракции вернутся под его крыло. Но сделал это только Беннет, и то под давлением своих однопартийцев и раввинов, пользующихся влиянием среди активистов "Ямины". Под вой сирен и звон разбитых стекол Беннет заявил, что идея "правительства перемен" сошла с повестки дня. Однако, когда выяснилось, что будущее Биби не так лучезарно, как ожидалось, он снова обратил свои взоры на коалицию Лапида и Саара.
Читайте также
Этими метаниями слева направо и обратно глава "Ямины" сильно испортил себе политическую карму. У Лапида его ждет уже не кресло премьера, а в лучшем случае пост министра оборона. То же самое предлагает ему и Нетаниягу, понимая, что Беннету некуда деваться - двое из шести членов его фракции с большой вероятностью останутся союзниками "Ликуда". Для "лагеря перемен" оставшиеся четыре мандата "Ямины", конечно, не будут лишними, но теперь блоку требуется поддержка не одной, а обеих арабских фракций - РААМ и "Объединенного списка". Ну, а еще одни выборы партия Беннета и Шакед может просто не пережить.
На фоне всеобщего разочарования в Беннете растут акции Саара - сегодня от него зависит судьба и той, и другой коалиции. Но и для него все непросто. Если Беннет останется с Нетаниягу, "Новая надежда" окажется единственной правой партией в теперь уже откровенно левом блоке, опирающемся на арабские голоса. С другой стороны, Саар не раз заявлял, что никогда не войдет в коалицию с Биби, и назвал "позорным поражением" итоги операции "Страж стен". Таким образом, для главы "Новой надежды" складывается двусмысленная ситуация: любой выбор заставляет его поступиться принципами. Теоретически, коалиция возможна, если Беннет вернется в "лагерь перемен" и они с Сааром согласятся на поддержку арабов. Другой вариант - присоединение Саара вместе с Беннетом к блоку Нетаниягу и еще формирование очередного правого правительства с участием харедим. Оба этих расклада маловероятны, но не исключены, тем более что Саар тоже рискует очень многим, если придется снова идти на выборы.
Лапид теряет союзников, и похоже, ему придется возвращать мандат президенту. Тем не менее, он, один из немногих, может не бояться новых выборов: сегодня он - единственный и признанный лидер лагеря "анти-Биби". Даже критику Нетаниягу Лапид ведет с выгодной позиции: выражает восхищение действиями армии и минобороны и возлагает всю вину за поражение на политическое руководство. А вот со стороны Биби было довольно опрометчиво позволить членам военно-политического кабинета нападать на ЦАХАЛ. Впрочем, это скорее всего был камень в огород Ганца, которого Нетаниягу не хочет видеть рядом с собой ни при каких условиях.
Очередной сюрприз преподнес Мансур Аббас своими попытками загасить конфликт между евреями и арабами. Такое поведение делает главу РААМ приемлемым союзником даже для правой коалиции, но осложняет его положение в собственной партии.
Одним словом, участники коалиционных игр остались без козырей, но продолжают разыгрывать старые партии, одновременно готовясь к новой предвыборной кампании.