Спустя месяц после прихода к власти администрация Байдена демонстрирует едва ли не рефлекторное стремление изменить все, что было связано с курсом Трампа на Ближнем Востоке. А между тем, на Ближнем Востоке происходят глубинные тектонические изменения, последствия которых вряд ли кто-то решится предугадать сегодня.
Уже в ходе своей предвыборной кампании Байден заявил о намерении возродить ядерное соглашение с Ираном, подписанное в 2015 году бывшим президентом США Бараком Обамой. Предположения о неизбежной смене курса новой администрации начали подтверждаться сразу инаугурации нового президента. С момента прихода в Белый дом нынешней администрации появляется все больше свидетельств того, что команда Байдена возобновит провальную ближневосточную политику Обамы по дистанцированию от традиционных союзников США в лице арабских монархий Персидского залива и Израиля, и в то же время пойдет на сближение с Ираном в рамках "решения" израильско-палестинского конфликта.
Новое руководство Америки демонстрирует свое открытое недовольство Саудовской Аравией, а сам Байден назвал эту страну "государством-парией". Спустя считанные недели после смены власти в Вашингтоне Государственный департамент США приостановил предложенную предыдущей администрацией продажу американских высокоточных ракет на сумму 290 миллионов долларов Эр-Риаду. Байден прекратил поддержку США наступательных операций военной коалиции под руководством Саудовской Аравии против хуситов в Йемене, подчеркнув тем самым намерение новой администрации сделать права человека приоритетным вопросом в американо-саудовских отношениях.
В Белом доме планируют вновь открыть миссию ООП в Вашингтоне, возобновить финансовую помощь палестинцам и восстановить доверительные отношения с ПА. Байден стал первым президентом США за 40 лет, который в течение длительного времени демонстративно воздерживался от звонка в Иерусалим. До него каждый президент Америки в первые же дни пребывания в Овальном кабинете считал своим долгом позвонить израильскому лидеру.
5 февраля новая администрация пошла на более чем сомнительную одностороннюю уступку Ирану, отказавшись признавать, как это делало правительство Трампа, формирования хуситов в Йемене "иностранной террористической организацией". После того, как хуситы совершили серию террористических вылазок против саудовских гражданских объектов, Госдеп выступил с призывом к хуситам "воздерживаться от дестабилизирующих действий", что выглядело злой насмешкой в глазах Эр-Риада.
Саудовская Аравия оказалась не единственным государством на Ближнем Востоке, пострадавшим от действий новой администрации. В числе первых своих шагов Госдеп нанес чувствительный удар по ОАЭ, приостановив поставку этому княжеству 50 истребителей-невидимок F-35. Тем самым, Байден сорвал колоссальную сделку на 23 миллиарда долларов, заключенную в последние дни правления Трампа, и лишил ОАЭ новейших вооружений.
Одновременно Белый дом поставил под угрозу срыва исторические "Соглашения Авраама", согласно которым США поставят арабским странам продвинутые боевые системы в обмен на нормализацию отношений с Израилем.
Более того, учитывая ведущую посредническую роль ОАЭ в сближении между Израилем, с одной стороны, и Суданом, Мавританией и Марокко, с другой, администрация Байдена рискует подорвать позиции ОАЭ на Ближнем Востоке. Это вряд ли будет содействовать сближению между Израилем и мусульманскими государствами в регионе.
"Соглашения Авраама" - фундамент будущего Ближнего Востока
Соглашения Авраама, подписанные 15 сентября в Белом доме Израилем, ОАЭ, Бахрейном и США, положили начало процессу нормализации, который был немыслим еще полгода назад, и который были не в состоянии предсказать даже опытные аналитики.
Спустя считанные месяцы аналогичные договоренности были подписаны Израилем с Суданом и Марокко. Активно распространяемый в западных СМИ тезис о том, что Трамп отказался от участия в ближневосточных делах, выглядел на этом фоне абсурдом.
Поразительным было не только подписание соглашений с Израилем правителями арабских стран, но и фактические принятие их массами населения. После нормализации отношений с Израилем, улицы Аммана, Бейрута, Туниса, Алжира и Рабата, как можно было ожидать, не заполнились десятками тысячами людей, сжигавших израильские флаги и требовавших ухода своих лидеров. "Арабская улица" приняла Соглашения Авраама, если и не как нечто само собой разумеющееся, то как нечто вполне приемлемое.
Предпосылка, которой придерживались до Трампа все сменявшие друг друга администрации - о том, что арабские страны не пойдут на нормализацию отношений с еврейским государством без решения палестинского вопроса - оказалась ложной. Исключением стал Катар, который руководствуется собственными соображениями и ведет собственную игру в регионе. Союз против общего врага - Ирана - оказался для арабских правителей важнее, нежели судьба палестинцев.
Дипломатия "Обама-дубль"
"Соглашения Авраама", достигнутые благодаря усилиям Трампа, кардинально изменили лицо региона, и администрации Байдена уже будет непросто повернуть время вспять. Тем менее Байден, похоже, собирается свести на нет феноменальные достижения своего предшественника в ближневосточной дипломатии.
Во внешнеполитическую команду Байдена, получившую название "Обама-дубль", входят ярые сторонники умиротворения Ирана: госсекретарь США Энтони Блинкен, заместитель госсекретаря Венди Шерман, советник США по национальной безопасности Джейк Салливан и специальный посланник в Иране Роберт Малли. Все они в свое время сыграли ключевую роль в переговорах в 2015 году, результатами которых стала ядерная сделка с Тегераном.
Очевидно, что аятоллы сделают все, чтобы выжать из США максимальные уступки. Иран уже занял крайне неуступчивую позицию, требуя снятия всех санкций еще до начала переговоров о возобновлении ядерной сделки. В конце января режим повысил уровень обогащения урана до 20%, что стало самым значительным нарушением ядерной сделки. Однако затем иранские власти пообещали обеспечить инспекторам МАГАТЭ доступ к интересующим их ядерным объектам.
При этом Тегеран демонстративно утверждает свои претензии в регионе. Так, в преддверии вступления Байдена в должность в январе, ВМС Ирана захватили в Персидском заливе южно-корейский танкер. Воодушевленные сменой власти в США, аятоллы уже выбрасывает на рынок больше нефти, чем то, что допускают санкции. И это несмотря на то, что санкции остаются в силе. Тем самым, иранцы проверяют решимость администрации Байдена. Нет сомнений в том, что Иран будет оказывать давление на Оман, который долгое время сохранял нейтралитет в отношениях со своими соседями и был готов к нормализации отношения с Израилем.
Читайте также
Повешенные вместе или… по отдельности
Неприкрытое дистанцирование Обамы от Саудовской Аравии, ОАЭ и их союзников в Персидском заливе во имя "нормализации" отношений с Ираном было воспринято арабскими монархиями Персидского залива ничем иным, как вероломством и откровенным предательством. Возвращение Байденом курса Обама выглядит для них ужасным дежавю. Лидеры арабских стран Персидского залива, как и их ключевые союзники - Египет и Израиль - вполне могут припомнить слова, приписываемые Бенджамину Франклину накануне провозглашения независимости в 1776 году. Франклин, призывая своих соотечественников к единству против общего врага, заявил: "Мы все должны держаться вместе, ибо в противном случае, ... мы все будем висеть по отдельности".
Этот призыв, как никогда, подходит к текущей ситуации на Ближнем Востоке.
Автор - сотрудник Института по изучению Ближнего Востока при Национальном университете Сингапура
Источник - Jerusalem Post