59-летний раввин Бенни Лау является руководителем проекта "Библия-929" (по числу глав в ТАНАХе) и одним из самых известных деятелей, выступающих за обновление религиозного сионизма. Он окончил престижную ешиву "Хар Эцион", отслужил в бригаде "Голани" и работал в Институте социальной справедливости. По его словам, в основе иудаизма лежат дискуссии, но не расколы, и его проект позволит "исцелить" израильское общество. Мы излагаем основные идеи из его острого интервью, опубликованного в канун Песаха.
Об исправлении мира ("тикун олам")
Я вижу людей, которые вернулись на свою землю и возрождают язык. Но потом я спрашиваю себя: в чем миссия этого народа? В чем его смысл жизни на этой земле? Почему Бог изменил жизнь евреев? У нас есть ответ на это в словах пророков: мы должны стать другим обществом, чем то, из которого мы пришли.
В Песах мы вспоминаем об Исходе из Египта. Но с какой целью мы вышли оттуда? Чтобы сообщить миру, что ни один человек не должен быть рабом! Это - настоящее послание. Но попробуйте распространить его на нынешнее израильское общество - на иммигрантов, беженцев, новых репатриантов - и вот это будет истинный иудаизм. Я не хочу жить в Египте, еврейское общество должно быть другим - здесь не должно быть рабов.
О национальной идентичности
Для чего мы воспитываем наших детей? Чтоб дать отпор врагам? Идентичность не может быть сконструирована отрицательно. Нам нужно быть достойнее наших врагов. Мы были рабами в Египте и в Освенциме. Урок состоит в том, чтобы создать общество, в котором люди не являются ни рабами, ни числами. Меня называют левым, но дело не в том, что я борюсь за демократические ценности. Я выступаю во имя иудаизма, который видит лицо другого человека. Иудаизм и демократия - не враги, а опираются на один и тот же источник.
Об избранном народе
Избранный народ - это достойный народ. Это - люди, чей образ жизни отражает ценности, на основе которых был построен весь мир. Люди были созданы по образу и подобию Бога. Все люди, а не только евреи. В Десяти заповедях не говорится "Не убивай еврея", в них сказано "Не убий". Это катастрофа - думать, что иудаизм ценит жизнь одного человека выше жизни другого. Мы проходим тяжелый период, но находимся в процессе самопознания.
Библия в эпоху постмодерна
При всем уважении к великим раввинам, мы живем в период крушения иерархий и серии революций, вызванных эпохой постмодерна. Несколько лет назад я основал проект 929 или "движение за освобождение ТАНАХа", который предполагает изучение одной главы ТАНАХа каждый день.
Почти каждый в Израиле скажет, что у него есть ТАНАХ, но он остается закрытым. Это не источник вдохновения, не живая книга. Одна сторона, светская часть ее забыла, а другая - ультраортодоксы - присвоила ее себе.
Светские люди не должны отказываться от своего самого ценного наследия. Я вышел из ультраортодоксального мира, где соблюдается Галаха. Но я хочу, чтобы наши дети тоже говорили: "Это - мое". Для этого не нужно ничего менять в образцах еврейской жизни. Великая трагедия состоит в том, что когда говорят: "Я - еврей", это сразу же ассоциируется только с соблюдением субботы и кашрута, хотя Тора не исчерпывается этим.
Как наслаждаться Библией?
Я обращаюсь ко всем деятелям культуры, включая наименее религиозных, и прошу их: "Напишите что-нибудь для нас". В конце концов, все сводится к доверию. Я не манипулирую, а отношусь к этим ценностям как к своему и вашему наследству, и говорю вам: "Придите и возьмите".
Нас настраивает друг против друга. Это видно в выступлениях СМИ, в объявлении другого человека вне закона. Если он не мыслит как я, он - предатель.
Мы заслуживаем языка, уважающего позиции и взгляды других. И мы знаем, сколько в мире существует различий.
Так за что мы боремся? Я чувствую, что это очень важная битва за нашу идентичность. Если бы мне пришлось выбрать одно слово, на котором держится весь иудаизм, это было бы слово "дискуссия". Но дискуссия - это нечто уважительное. В тот момент, когда вы начинаете подстрекать и пытаетесь лишить другого законности - это становится серьезной проблемой.
Читайте также
О еврейском лидерстве
В современную эпоху мы можем научиться тому, что лидерство - это не роль одного человека. Не зря сказано "Не сотвори себе кумира". Что это значит? Что вы не превращаете человека в кумира. В конце концов, все мы - люди. Если нам удастся создать сообщество лидеров с сознанием своей миссии, они будут работать совместно. Я выступаю за такого рода лидерство.
Большинство сионистских партий не столько разнообразны, сколько расколоты. Между ними есть различия, но в этот период мы теряем нечто более ценное: желание совместной работы. Эти выборы были посвящены только вопросу "за или против Нетаниягу". Мы не занимаемся главными вещами. Одни говорят, что он - бог, другие - что дьявол, хотя он явно ни тот, ни другой.
Это - не политика. Одна сторона поклоняется лидеру, а другая побивает его камнями - это нечто вроде идолопоклонства. Но ведь тогда утрачивается и смысл самой жизни израильского общества.