Решающую роль играют эмоции (тот надоел, а этот просто несимпатичен) и традиции (за кого голосует семья, община, соседи, предприятие, религиозная группа и т.п.). В последнее время все чаще побеждает инерция - выберем кого-нибудь, а там видно будет. Кроме того, нас давно и активно втягивают в порочную альтернативу "только Биби - только не Биби": многие искренне считают, что это главный вопрос выборов, ради которого можно закрыть глаза на все остальное.
Но ситуация слишком серьезная, и подходить к выборам тоже нужно серьезно. Правительство, которое придет к власти в Израиле, должно, прежде всего, не повторять предыдущих ошибок и иметь четкий план борьбы с коронавирусной пандемией, которая еще далека от завершения. До сих пор предпринимались исключительно чрезвычайные меры, но теперь стране необходима долгосрочная и разумная стратегия, чтобы нас больше не застала врасплох ни "корона", ни любая другая беда.
Вторая по очередности, но не по важности задача - возрождение экономики. После коронавирусного кризиса всем придется затянуть пояса. Наверняка налоги вырастут, а социальная помощь и прочие дотации будут сокращены. Вопрос, на кого власть возложит основное бремя налогов. Будет ли оно справедливо разделено между богачами и бизнесом с высокими доходами, или опять рухнет на плечи среднего класса? Кто пострадает от сокращения социальной помощи, а кого она не коснется, благодаря настойчивости депутатов, сражающихся за свой и только свой электорат?
Безработица в Израиле сегодня составляет 14,5%, за год закрылись почти 90 тысяч бизнесов, бюджетный дефицит достиг 174 миллиарда шекелей. Вопиющие недостатки, выявленные в системе здравоохранения и образования, требуют пересмотра самого подхода к распределению и планированию бюджета. Экономическая система в целом нуждается в оздоровлении, и только ради этого народ согласен терпеть трудности. Та партия, тот блок или лагерь, который сумеет справиться с этим вызовом, не просто оправдает доверие своих избирателей, но и спасет страну. Ведь еще одной волны карантинов и локдауна наша экономика не вынесет.
Судя по опросам, общество гораздо меньше, чем раньше, волнует проблема безопасности, а на первом месте стоят социально-экономические вопросы. Если бы участники предвыборного марафона более четко обозначили свою позицию по мерам выхода из экономического кризиса, что сомневающимся гражданам было бы легче сделать выбор. Но именно здесь у партий, идущих в Кнессет, практически нет конкретных предложений.
Тот факт, что "корона" отвлекла общественное внимание от темы безопасности, не означает, что эта тема изжита. Угроза со стороны Ирана стала острее после избрания Байдена президентом США. Дело идет к возобновлению ядерной сделки и отмене санкций, что позволит Тегерану гораздо быстрее получить атомное оружие. Противостояние обретает новые формы; эко-катастрофа у берегов Израиля явно не обошлась без участия Ирана. В Израиле готовы принимать свои меры торможения иранской ядерной программы, но вряд ли мы можем, как раньше, рассчитывать на поддержку Вашингтона. В этих условиях нам нужно правительство, которое будет твердо стоять на страже безопасности, но не станет подвергать страну напрасному риску. Особые таланты понадобятся в сфере внешней политики, чтобы не обрести новых врагов и не растерять оставшихся друзей.
Читайте также
Как бы ни был Байден одержим идеей свести на нет все сделанное Трампом, как бы он ни стремился вернуть сделку с Ираном и вообще повернуть вспять всю ближневосточную ситуацию, у Израиля нет другого союзника, кроме США. Власти придется лавировать между сохранением этих отношений и соблюдением своих интересов, проявлять одновременно неуступчивость и гибкость.
Не стоит забывать, что среди планов Байдена - восстановить финансирование ПА со стороны США. Таким образом, палестинский вопрос, от которого все отвлеклись на фоне "короны", может опять вернуться на нашу повестку вместе с инициативой по созданию Палестинского государства и отступлению к границами 1966 года.
В ближайшее время Израилю придется самостоятельно, без покровительства Вашингтона, развивать связи с арабскими и мусульманскими странами. Многие наши соседи по региону, например, Саудовская Аравия, тоже чувствуют себя брошенными на произвол судьбы перед угрозой Ирана и его союзников. Но, с другой стороны, у всех этих стран есть собственные интересы, которые не всегда совпадают с интересами Израиля. В частности, это может касаться палестинского вопроса. Выстраивать новые отношения с союзниками, не соглашаясь на недопустимые уступки, - еще одна задача ближайшего будущего.
Одним словом, от нового правительства как никогда требуется стойкость, дипломатия, профессионализм, готовность много и тяжело работать и четкая программа решения насущных вопросов. Все это будет совершенно невозможно, если внутри коалиции снова начнутся склоки и разногласия, шантаж, манипуляции и преследование личных карьерных интересов; если каждая фракция и каждое министерство будет тянуть одеяло на себя.
Понимают ли наши политики эту ответственность? Сегодня в предвыборных списках мы видим все те же знакомые лица людей, к которым у нас за последние годы накопилось много вопросов и претензий. Но под влиянием обстоятельств меняются все, даже политики. Кто-то из них готов измениться, чтобы вытащить страну из пропасти, кто-то нет. Как это узнать? Есть только один путь: думать и анализировать. Сравнивать программы партий. Помнить, кто из политиков выполнял свои обещания, а кто забывал о них сразу после избрания. Смотреть, кто говорит о конкретных вещах, а кто отделывается лозунгами, кто обращается к избирателям, а кто пикируется с оппонентами; кто готов учиться на ошибках, а кто их не признает. Не доверять эмоциям, традиции и инерции. Этот подход вовсе не гарантирует, что наш выбор окажется правильным. Но по крайней мере, мы сделаем его сознательно.