14-я международная конференция "Новый мировой беспорядок" и национальная безопасность Израиля" открылась 26 января в Институте исследований в сфере национальной безопасности при Тель-Авивском университете.
Конференция посвящена трем основным темам: национальной безопасности и готовности армии отразить эти угрозы; возможным сценариям мирового и регионального кризиса и внутренним угрозам национальной безопасности.
В своем вступительном слове директор Института, бывший начальник военной разведки Амос Ядлин обрисовал основные черты нынешней ситуации, в которой находится мир в целом и Израиль, в частности. Она обыгрывается в названии конференции: "Новый мировой беспорядок". Вместо нового мирового порядка, к которому стремились как страны либерального лагеря, так и авторитарные государства, в результате коронакризиса мир вступил в полосу нестабильности и непредсказуемого развития.
Парадокс, на который обратил внимание Ядлин, заключается в том, что хотя нынешние мировые проблемы имеют материальный характер, такой как пандемия, экономический и политический кризис, они обнажили проблемы в духовной сфере, такой как мышление и убеждения людей. Во многих странах люди утратили веру в существующий порядок и способность правительств справиться с кризисом. Бесконечные лживые новости затрудняют возможность увидеть истинное положение вещей, а возможности технологических гигантов и правительств манипулировать поведением людей с помощью Big Data и алгоритмов соцсетей усугубляют ситуацию.
По словам Ядлина, "либерально-демократический порядок подвергся серьезному вызову со стороны таких стран, как Китай, Иран, Россия, Северная Корея, вплоть до радикальных исламистов и неонацистов".
Искусственный интеллект принес множество благ, но и множество опасностей, ибо плодами технологий теперь могут воспользоваться радикальные группировки.
Хотя глобальная ядерная угроза не исчезла с повестки дня, но теперь человечеству угрожают не менее опасные проблемы - такие, как глобальное потепление, пандемии, голод в бедных странах, волны миграции, популизм, растущая пропасть между бедными и богатыми.
На этом фоне Израиль находится в парадоксальном положении. С одной стороны, внешние угрозы, бывшие ранее главной проблемой для национальной безопасности, отчасти утратили свою остроту, с другой - внутренние проблемы могут стать не меньшей угрозой. В этом плане Ядлин отметил два ключевых момента. Иранская проблема остается экзистенциальной для Государства Израиль, ибо аятоллы продолжают идти к своим целям - создать ядерное оружие и добиться региональной гегемонии, в том числе военными средствами.
Палестинская проблема, хоть и была отодвинута на задний план, никуда не исчезла. Угроза появления единого двунационального государства, в том случае, если не будет принято никаких решений, также превращается в серьезную угрозу существованию Израиля, как еврейского демократического государства.
Читайте также
Новая парадигма ЦАХАЛа
Выступление начальника генштаба Авива Кохави было посвящено оценке положение страны с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Кохави подчеркнул уникальные особенности положения Израиля, который, будучи небольшим государством, вынужден отвечать на количество вызовов, сравнимых с вызовами для сверхдержав. Израиль, подчеркнул он, ведет войну на шести театрах военных действий в шести измерениях.
К этим шести аренам относятся Сирия, Ливан, Иран, центр страны, то есть Иудея и Самария, сектор Газа и, как таинственно заметил глава генштаба, все остальное, под которым видимо подразумевается любая страна, которая представит угрозу для национальной безопасности. Война ведется на море, в воздухе, на суше, под водой и под землей, а также в киберпространстве.
Причем эта борьба осложняется еще и тем, что на всех этих фронтах также действуют и сверхдержавы, и региональные державы, а к важным факторам, оказывающим влияние на ход событий, относятся религиозные и межплеменные конфликты.
Кохави также отметил, что со стратегической точки зрения ситуация за последний год значительно улучшилась. Главные противники переживают кризис, а Израиль укрепил связи с основными союзниками, в числе которых США и Россия, а также приобрел новых в лице ряда арабских стран.
В регионе сложилась новая геополитическая ситуация: сегодня против шиитской оси в лице Ирана и его союзников выступает широкий фронт стран, начиная от Греции, Кипра, Египта, Иордании и заканчивая арабскими государствами.
В то же время оперативная обстановка стала сложнее. Кохави подчеркнул коренное изменение ситуации среди противников Израиля. Теперь в центре противостояния с еврейским государством находятся не арабские или исламские государства, а террористические армии. Иранская угроза - это отдельный случай, да и Тегеран, в основном, предпочитает действовать не напрямую, а именно посредством этих армий.
Террористические армии - это не прежние радикальные группировки, построенные на отдельных ячейках. Сегодня террористы построены по принципу армейских подразделений с четкой иерархией и современным вооружением. Но их особенностью является то, что они направлены главным образом на борьбу с гражданским населением и нанесение максимального ущерба израильскому тылу.
Второй важнейший аспект - террористические армии укрывают своих бойцов и склады боеприпасов и вооружения в населенных городских и сельских районах. Сегодня каждый пятый дом в Ливане является либо местом укрытия боевиков, либо оружейным складом. Примерно аналогичная ситуация и в Газе.
Террористы пытаются одновременно достичь двух целей: иметь возможность нанести удар по Израилю и лишить его права на адекватный ответ под угрозой международного осуждения вплоть до санкций Международного уголовного суда.
В этой связи Кохави призвал изменить как внутриизраильскую, так и международную парадигму относительно ведения военных действий. Прямо с трибуны конференции он открытым текстом предупредил жителей сектора Газы и Ливана, которые позволяют размещать ракеты в своих домах, что отныне они являются потенциальными целями для военных ударов.
Кохави также по-новому поставил вопрос о пропорциональном ответе на атаку противника. На его взгляд, в новых условиях пропорциональный ответ не означает сдержанности и не призван нанести минимальный ущерб гражданскому населению. Это - пропорция, позволяющая врагу понять, что его атака приведет к такому ответу, который заставит задуматься о целесообразности новой атаки.
"Уничтожая ракетную установку, размещенную в доме жителя Ливана или сектора Газа, мы предотвращаем гибель десятков израильских граждан. Мы будем предупреждать жителей о необходимости покинуть свои дома и тот, кто уйдет - не пострадает, но тот, кто решит остаться - должен знать, что он и его дом окажутся под ударом", - заявил начальник генштаба.
В своей речи Кохави упоминал Международный уголовный суд чуть не чаще, чем Иран, и это явно отражает изменение военной доктрины Израиля, признавшего неэффективность нанесения ударов по пустым пространствам с целью оказания психологического эффекта.
Вторым фактором, повлиявшим на изменение парадигмы, явно стал угрожающий рост ракетного арсенала ХАМАСа и "Хизбаллы". На это начальник генштаба тоже обратил внимание, указав, что в мире нет ни одной страны, которая была бы столь уязвима перед массивным ракетным ударом с близкого расстояния. Поэтому, заключил Кохави мы считаем себя вправе обеспечить прежде всего безопасность граждан Израиля.