Иран недавно провел впечатляющие учения с использованием беспилотных летательных аппаратов. Но возможности Ирана в этой области никого не должны удивлять - он давно ведет работу в этой области. Как пишет Ами Рохкес-Домбе на сайте Israel Defense, в ближайшее время Иран способен осуществить массированную атаку на Израиль с помощью беспилотников, которую трудно будет отразить.
Он приводит основные доводы, которые подтверждают этот сценарий. В недавнем прошлом Иран с помощью своих прокси-сил сумел осуществить комбинированную атаку топливного терминала саудовской компании "Арамко" с применением различных типов вооружений (крылатых ракет и БПЛА), которые пролетели около 900 км и обошли саудовскую систему ПВО, использующую усовершенствованные американские батареи Patriot.
В Израиле нападение на саудовцев вызвало удивление. Израиль осознал, что полную неуязвимость от иранской угрозы обеспечить невозможно. Хотя у нас есть трехуровневая система ПВО, состоящая из комплексов систем "Стрела", "Праща Давида" и "Железный купол", однако, в основном, они предназначены не для борьбы с БПЛА, а для уничтожения реактивных снарядов и ракет различной дальности. Таким образом, эти уровни защиты не обязательно могут обеспечить герметичную защиту против иранских дронов.
БПЛА, в зависимости от типа, может иметь небольшой радиолокационный след, что затрудняет определение его местонахождения и перехват. Если БПЛА атакуют "роями" с разных направлений, сценарий перехвата становится еще более сложным. Автором рассматривается сценарий взлома израильских ПВО, при котором даже не все атакующие дроны должны попадать в цель. Достаточно нескольких попаданий, чтобы вызвать потери и разрушения в Израиле. Если такие средства нападения поразят, например, израильские радиолокационные станции, система ПВО теряет свою эффективность, и следующие волны БПЛА будут более успешными.
Хотя в израильскую систему многоуровневой защиты входят, помимо средств ПВО, самолеты и вертолеты, которые способны сбивать БПЛА, но не каждая ракета класса "воздух-воздух" предназначена для борьбы с дронами, поэтому арсенал ВВС Израиля ограничен по разнообразию и количеству.
Кроме того, вертолеты и самолеты нуждаются в дозаправке, поэтому в отличие от батареи ПВО на земле, это - ответ на непосредственную угрозу. Если речь идет об атаке волнами, растянутой по времени, с использованием множества средств с разной скоростью, летящих в направлении Израиля на разной высоте и с разных направлений, эффективность авиации снижается.
Читайте также
ЦАХАЛ делает акцент на атаку, ибо лучшая защита - это нападение и армия основывается на этой концепции со времен Бен-Гуриона. Это означает ведение боевых действий на вражеской территории. Однако если предположить, что Иран запустит БПЛА с военных кораблей на море, а также с территорий Ирана, Йемена, Сирии и Ливана, израильской авиации потребуется время, чтобы предотвратить угрозы. Некоторые склады БПЛА находятся под землей, и их непросто вывести из строя, особенно на расстояниях 1 600 - 2 000 км.
На это и был рассчитан сценарий последних иранских учений. На них был представлен БПЛА, не уступающий по мощности израильским дронам. Иран вполне может использовать эти беспилотники также против целей в израильском тылу. Для такой страны, как Израиль, где чувствительность к смертям среди гражданского населения очень высока, это вполне реальный сценарий.
Автор отмечает, что в недавнем прошлом иранским беспилотным летательным аппаратам удалось проникнуть в воздушное пространство Израиля. Один из них, сделанный в Иране и запущенный "Хизбаллой", сумел пересечь почти половину территории Израиля.
Проблемы израильской системы ПВО
На примере недавней конфронтации в Нагорном Карабахе можно видеть, как турецкие атакующие БПЛА привели к капитуляции Армении, при отсутствии у последней переносных комплексов ПВО. Израиль, кстати, тоже не пользуется ими. Почему? Одно из объяснений - Израиль по сей день не вел воздушных боев над своей территорией. У Израиля есть эффективные стационарные батареи ПВО и превосходящая авиация по сравнению с соседними странами, которая обеспечивает (большую часть времени) чистое небо в начале воздушных боев. У Армении отсутствует такие ВВС, как у Израиля, и нет таких систем ПВО. Следовательно, предполагается, что сценарий Нагорного Карабаха маловероятен. Но что, если иранцы или их союзники смогут взломать израильскую систему ПВО?
Концепция двойной защиты, базирующейся на ВВС и ПВО, эффективна, пока одинаково сильно работают обе стороны. Но если одна из этих систем будет ослаблена, нарушится и вся система в целом. Цель Ирана состоит в том, чтобы разрушить симбиоз между наступательными силами израильских ВВС и системой ПВО.
Несмотря на наращивание иранских сил на этих направлениях, ЦАХАЛ по-прежнему не желает предоставлять сухопутным войскам независимость в противовоздушной обороне. При желании можно было дать каждому батальону, бригаде и дивизии мобильную систему ПВО. Почему ЦАХАЛ не движется в этом направлении? Право на использование систем ПВО принадлежит ВВС, и они не намерены отказываться от него. Между авиацией и сухопутными войсками ЦАХАЛа постоянно идет борьба за первенство. Борьба эта далеко не всегда полезна, но такова ситуация.
Со своей стороны, иранцы годами изучают Израиль. Они знают, что потери в тылу или на поле боя играют решающую роль в Израиле. Разработка БПЛА является частью этой концепции: взломать две основы израильской системы обороны и нанести большой урон как силам на поле боя, так и населению в тылу.
Однако опора ЦАХАЛа только на ВВС может обернуться поражением в следующей войне. Иными словами, чем дольше сухопутные войска продолжат зависеть от ВВС в вопросах противовоздушной обороны, тем более эффективными будут действия иранских БПЛА.