Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+17+13
Иерусалим
+13+9

Мнения

А
А

2021 год: вызовы и перспективы

Союз Израиля и арабских стран позволяет им противостоять растущей экспансии Ирана и Турции

21.01.2021
Источник:Новости недели
Иранские солдаты. Фото: Getty Images / Scott Peterson

2020 год прошел под знаком борьбы с пришедшей из Китая эпидемией коронавируса. В середине февраля 2020 года в Турцию стали все чаще приходить тревожные сообщения о мистической пандемии, поразившей соседний Иран. К тому времени таинственный COVID-19 уже вовсю распространялся по Китаю и перекинулся в Италию. Опасаясь проникновения вируса в свою страну, турецкие власти приняли решение отслеживать прибывавших иранцев. Турки одними из первых пошли на радикальные меры. В Иране эпидемия все больше приобретала угрожающий характер, и ее жертвами становились высокопоставленные чиновники. 25 февраля коронавирус был обнаружен у министра здравоохранения этой страны. Шиитские паломники из иранского Кума распространили COVID в Ливане, Ираке и других странах. Постепенно эпидемия захватывала все больше государств на Ближнем Востоке.

Возможно, пандемия была не самым значительным событием в регионе, но, без сомнения, наложила свой отпечаток на происходившие здесь события. А они были воистину драматическими.

Начался прошлый год на Ближнем Востоке с ликвидации США знаменитого командующего "Подразделением Аль-Кудс" КСИР Касема Сулеймани. Затем последовала упомянутая нами пандемия; установление дипломатических отношений между Израилем и странами Персидского залива; агрессия Турции против соседних государств - Сирии, Армении, Ливии, Греции и Египта; завершение эры правления Трампа. Прошлый год оставил нам новый Ближний Восток, основанный на "соглашениях Авраама", и замороженные конфликты в Сирии, Йемене и Ливии. Тенденции в экономике для большей части стран региона весьма пессимистические. Развитие многих государств вследствие эпидемии остановилось, а природные катаклизмы еще больше усугубляют положение. Наиболее опасная ситуация сложилась в Ливане, пострадавшего от тяжелого кризиса и разрушительного взрыва в бейрутском порту. Что нас ожидает в наступившем году?

Сегодня на Ближнем Востоке сформировались три альянса. Первый возглавляет Иран и его союзники в лице различных группировок и фракций в Ираке, Ливане, Сирии и Йемене. У Ирана фактически нет дружественных государств, и ему приходится опираться исключительно на "милиции" и разного рода движения внутри полуразрушенных или крайне ослабленных гражданскими смутами соседних государств. Чтобы подчинить еще больше себе эти страны, Иран последовательно расшатывает существующие режимы или же берет под контроль бюрократический аппарат и структуры управления в этих государствах. Делается это посредством лояльных шиитских партий, политиков и ополчений, в которые Тегеран вкладывает значительные средства. Именно так иранцы фактически создали марионеточное правительство в Ираке, поддержав вторую по величине шиитскую партию Национальный иракский альянс ("Альянс ФАТХА") во главе с Хади аль-Амири. Иран действует весьма изощренно, избегая прямых вооруженных акций. В Ираке на сегодняшний день существуют около 100 тысяч боевиков, объединенных в Силы народной мобилизации (Хашд аш-Шааби), и тесно связанных с Национальным иракским альянсом.

В Ливане главными проводниками иранской политики являются "Хизбалла" и президент-христианин Мишель Аун. В Сирии аятоллы опираются на режим Асада и проиранские группировки в долине реки Евфрат, возле Голан, неподалеку от Пальмиры и других местах. Иран создал "коридор", проходящий через Ирак и Сирию к Средиземноморью, и напрямую угрожает Израилю, вынуждая последнего атаковать иранские цели.

Если верить сообщениям СМИ, Тегеран вывел из Сирии несколько сотен военнослужащих из состава КСИР, оказавших под ударом израильских ВВС, но перебросил в Ирак баллистические ракеты и устанавливает противовоздушные системы "Хордад" в Сирии.

В Йемене аятоллы вооружают племенные формирования хути, периодически обстреливающие Саудовскую Аравию. В 2019 году иранцы, используя дроны и крылатые ракеты, подвергли удару нефтеперерабатывающие предприятия в Саудовской Аравии, вызвав тем самым шок по всему региону. Иран постоянно угрожает нанести аналогичные удары по военным базам США в регионе и Израилю. Комплексные учения, проведенные ЦАХАЛом в декабре, были своего рода недвусмысленным предупреждением Тегерану. США, со своей стороны, перебросили в район Персидского залива подводные лодки и стратегические бомбардировщики, а также пригрозили Ираку закрыть посольство в Багдаде в случае, если его обстрелы проиранскими милициями будут продолжаться. Дональд Трамп уже дважды угрожал применить силу в отношении Ирана: один раз - в апреле, когда быстроходные катера КСИР пытались помешать передвижению американских боевых кораблей, и второй - после очередной иранской провокации в декабре.

Читайте также

Принципиальная задача Ирана - дестабилизация региона. Режим в Тегеране уже чуть было не спровоцировал конфликт с США и постоянно создает напряженность на сирийско-израильской границе, что приводит к ответным действиям ЦАХАЛа. Так, в апреле, когда иранские катер вплотную приблизились к американским военным кораблям в Персидском заливе, израильский дрон нанес удар по машине, в которой находились боевики "Хизбаллы" в районе сирийско-ливанской границы. Боевики успели в последнюю минуту выскочить из машины, и тем самым спаслись. "Хизбалла" заявила, что не оставит действия Израиля без ответа, и попыталась разрушить участок забора безопасности на северной границе. В июле был ликвидирован боевик этой группировки в Сирии, и Хасан Насралла вновь заявил, что отомстит Израилю. Счет остается открытым…

И Иран, и "Хизбалла", по-видимому, ждут подходящего момента для ответного удара. Нет сомнения, что иранский режим не оставит без ответа ликвидацию иранского физика Мохсена Фахризаде в ноябре прошлого года. Кроме того, в июле было на некоторое время выведено из строя ядерное предприятие в Натанзе, и в Тегеране заявили, что считают это актом саботажа. Напряженность между Ираном и его марионетками, с одной стороны, и США, и Израилем, с другой, возрастает, и не ясно удастся ли в следующем году удержать эту эскалацию под контролем.

Второй альянс на Ближнем Востоке - это Турция и ее союзники. У власти в Турции находится Партия справедливости и развития - это филиал "Мусульманских братьев". Турция поддерживает ХАМАС, и Эрдоган уже дважды приглашал в Анкару главарей этой группировки. По данным разведслужб, руководство ХАМАСа, обосновавшееся в Турции, планирует оттуда теракты в Израиле, имеет турецкие паспорта и использует эту страну для кибер-атак против Израиля. Несмотря на заявления Эрдогана о стремлении к примирению с Израилем, он и его окружение систематически сравнивают нашу страну с нацистской Германией и призывают к "освобождению Иерусалима".

Турция создает своих "прокси" в Сирии и Ливии, открыто поддерживает экстремистские группировки, перебрасывая их в "горячие точки" и используя против армян и курдов. В 2018 году Турция осуществила этнические чистки в курдском городе Африн и на северо-востоке Сирии в 2019 году. Несмотря на это, Госдеп по-прежнему рассматривает Турцию, как своего союзника. Это создает у Эрдогана ощущение, что он получил "карт-бланш" на запугивание своих соседей. Турецкий лидер угрожал Греции "затопить ее беженцами" в феврале и марте прошлого года; отваживается на прямое столкновение с сирийским режимом и Россией в районе Идлиба; рекрутирует сирийских беженцев для военных действий в Ливии, против курдов и христиан в городах Айн-Исса и Тель-Тамр на северо-востоке Сирии. Турция систематически терроризирует Грецию и Кипр под предлогом того, что ей принадлежат месторождения газа, и пытается помешать строительству газопровода, прокладываемого Израилем, Грецией и Кипром. В июле, а затем в сентябре, Эрдоган спровоцировал Азербайджан на военные действия против Армении в Нагорном Карабахе.

Третий сформировавшийся на наших глазах союз включает Израиль, ОАЭ, Египет, Иорданию, Бахрейн, Грецию и Кипр. "Аавраамические соглашения" с ОАЭ и Бахрейном, поддержанные Саудовской Аравией, а затем нормализация отношений с Марокко и Суданом фактически привели к примирению еврейского государства с арабским миром. США во главе с Дональдом Трампом сыграли решающую роль в этом историческом процессе. Арабские государства получили ощутимые дивиденды: ОАЭ - новейшее оружие, Судан - снятие санкций, а Марокко - поддержку ее притязаний в Западной Сахаре. Благодаря Трампу мы стали свидетелями появления "нового Ближнего Востока", о котором еще недавно не могли даже мечтать.

Для Израиля и арабского мира это открывает колоссальные перспективы. 70 тысяч израильтян уже побывали в Дубаи; экономический потенциал, заложенный в сотрудничестве между еврейским государством и странами Персидского залива, огромен. И что еще важнее, этот союз позволяет и Израилю, и арабам успешно противостоять иранской и турецкой экспансии, которая приобретает все более агрессивный характер и угрожает всему региону.

Источник - Jerusalem Post

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке