Это пока не касается решений, связанных с Израилем, но в еврейском государстве на всякий случай принимают меры предосторожности. В частности, спешат открыть в Иерусалиме посольство США, переведенное туда Трампом, чтобы помешать Байдену вернуть его в Тель-Авив.
Оптимисты уверяют, что Байден всегда называл себя другом Израиля и нам не стоит опасаться его прихода к власти. То же самое говорил о себе и Барак Обама до того, как занял Овальный кабинет, и даже после этого. Байден, конечно, не Обама - в отличие от первого чернокожего президента мусульманского происхождения, ему не надо ничего доказывать своим согражданам и всему миру. Да и по характеру новый глава Белого дома - дипломат и сторонник мирного разрешения конфликтов.
Однако Джо Байдену, чтобы осложнить существование еврейского государства, не нужно прилагать особых усилий - достаточно просто не быть Трампом и не делать того, что делал для Израиля Трамп. За четыре года мы привыкли к беспрецедентной поддержке из-за океана - люди быстро привыкают к хорошему. Теперь нам предстоит вернуться к реальности и признать, что явление Трампа было редким исключением в наших отношениях с Вашингтоном.
Что касается Байдена, то, независимо от его личных убеждений, существуют традиционная политика американских демократов и ожидания избирателей. У многих из них вражда к Трампу зашкаливает до такой степени, что они готовы ненавидеть всех, к кому благоволил и кого поддерживал уходящий президент, - в первую очередь, Израиль. Так или иначе Байдену придется прислушиваться к этим настроениям. Кроме того, многое зависит от чиновников, которые окружают президента, а среди них истинных друзей Израиля, к сожалению, нет. Например, новый директор ЦРУ Уильям Бернс и нынешний первый зам главы Госдепартамента Вэнди Шерман стояли у истоков ядерной сделки с Ираном, подписанной в 2015 году Обамой и расторгнутой Трампом. Вице-президент Камала Харрис никогда не скрывала, что собирается восстановить американскую помощь палестинцам и бороться против "оккупации и аннексии". Тот факт, что Харрис замужем за евреем и интересуется иудаизмом, а Шерман сама еврейка, абсолютно ничего не меняет. В политическом истеблишменте США мы не раз встречали евреев, в том числе и любящих Израиль, которые именно из этой "любви" создавали нам огромные проблемы.
Читайте также
Да, все может оказаться не так плохо, но по нашему опыту лучше готовиться к худшему. А худшее, что может случиться в каденции Байдена, - это возобновление ядерного соглашения с Ираном и отмена антииранских санкций. Израиль в последние дни наносит удары по иранским целям, чтобы показать, что наше отношение к экспансии Тегерана неизменно, но вряд ли такая возможность сохранится в будущем.
Тем временем выстроенный Трампом ближневосточный альянс Израиля и арабских стран уже начинает шататься. Саудовская Аравия прерывает контакты с Иерусалимом и выражает намерение присоединиться к будущему ирано-американскому договору. Бывший соратник Трампа Джон Болтон призывает отменить соглашение между США, Израилем и Марокко, поскольку оно основано на признании суверенитета Марокко над Северной Сахарой. Как поведут себя другие новообретенные союзники еврейского государства, предсказать трудно. Арабские лидеры необычайно чутко реагируют на политические перемены и всегда стараются оказаться на стороне сильного. При демократах силу обретает Иран, а "золотой дождь" из Белого дома прекращается, и арабским монархиям больше нет смысла держаться за Израиль, который вновь рискует превратиться в регионального изгоя. Поэтому не исключено, что "соглашения Авраама" будут расторгнуты или превратятся в ничего не значащую бумажку. А возможный союз арабских стран с Тегераном - самый страшный кошмар, который может нас ожидать.
Известно также, что Джо Байден резко критикует нынешний российский режим, и отношения между Вашингтоном и Москвой, скорее всего, ждет дальнейшее охлаждение. Израиль, вновь оказавшись в положении, когда союзников не выбирают, может вынужденно сблизиться с Россией, что принесет нам мало реальной пользы и повредит имиджу еврейского государства среди западных стран.
Как ни странно, приход к власти Байдена может оказаться выгодным для Нетаниягу. В свое время он доказал свою способность противостоять давлению Обамы, и, возможно, народ проголосует за него как за единственного лидера, который сумеет не уступать Штатам. Вопрос, насколько избрание Биби будет благом для Израиля.
Впрочем, Байден может и не требовать от еврейского государства особенных уступок; само его избрание - это уже удар по Израилю. Совсем скоро нам придется убедиться, что мир не изменился, и мы в нем по-прежнему одиноки перед лицом своих врагов и недоброжелателей.