Биньямин Нетаниягу без сомнения политический волшебник. Кампания, которую он проводит сейчас в арабском секторе - это один из самых больших кроликов, которых фокусник когда-либо вытаскивал из своего черного цилиндра, пишет Ари Шавит в "Макор ришон".
Под эгидой войны с "короной" Нетаниягу отправился в Тиру и попросил израильских арабов сделать прививки. Он приехал в Умм эль-Фахм и сказал, что нет никаких причин, по которым не должно быть объятий в Израиле между евреями и арабами, когда они есть в Дубае и в Бахрейне. Он приехал в Назарет и сказал, что арабские граждане Израиля должны быть полно- и равноправной частью израильского общества. И пообещал новую эру в еврейско-арабских отношениях.
В течение нескольких недель премьер-министр сумел обойти с фланга и "Объединенный список", и левый лагерь Израиля, и бросил свои силы прямо центр арабских городов. По оценкам некоторых социологов, он может добавить на свой счет два мандата в кнессете. А его сторонники и советники надеются на три-четыре мандата.
Но важен здесь не Нетаниягу. Важна тихая революция, которая произошла в арабском секторе Израиля во время его правления. За десять лет число арабских студентов в Израиле выросло с 24 до 51 тысячи, а их доля среди всех студентов высших учебных заведений выросла с 10 до 18 процентов.
Число арабских студентов, изучающих инженерное дело и готовящихся к работе в сфере высоких технологий, также увеличилось вдвое. Доля работающих женщин выросла примерно на 50 процентов, и средний доход арабской семьи вырос примерно на столько же. Доля арабов среди врачей в Израиле достигла 17 процентов, а среди фармацевтов - 47 процентов. Число полицейских участков в арабском секторе увеличилось с 1 до 10. Около 10 млрд миллиардов шекелей было вложено в беспрецедентное развитие арабских поселений в Израиле.
Здесь создана точка встречи двух процессов из двух реальностей, продолжает Шавит. С одной стороны, израильское правительство наконец проснулось, осознало, что арабских граждан нельзя оставлять в стороне, и начало активно содействовать предоставлению им равных возможностей. Отсюда утвержденный в 2016 году пятилетний план, а также ряд других инициатив, которые привели к переменам в школах и высших учебных заведениях. Отсюда новый дух, который, как ни странно, внесло в арабский сектор именно правое правительство.
С другой стороны, сама арабо-израильская община также претерпела глубокие изменения. Процесс модернизации значительно ускорился. Расширилось понимание важности высшего образования и полной занятости, усилилась тенденция к освобождению женщин. Уровень рождаемости резко упал. Создается новая атмосфера, во главу угла ставятся прогресс, процветание и интеграция.
Читайте также
В широком плане произошли еще две трансформации. Первой был упадок "палестинского дела". После того как закончилась вторая интифада, палестинское национальное движение начало угасать. Абу Мазен - не Арафат. В нем нет зловещих чар. В отличие от своего предшественника, он не стал ни героем, ни воплощением революции. Мир XXI века также сильно отличается от мира конца XX века. Он практичный, целеустремленный и технологичный. Он не терпит националистической романтики, претендующей на единственную истину и сеющей разрушение.
Постепенно Рамалла потеряла влияние на Кафр-Касем и Умм эль-Фахм. Палестинская идентичность перестала быть доминирующей идентичностью израильских арабов. Вместо того, чтобы стыдиться того, что их оставили жить в границах еврейского государства, они начали этим гордиться. Израильское гражданство превратилось из принуждения - в право.
Затем было разочарование арабов, последовавшее за "арабской весной" 2011 года - революция и контрреволюция в Египте, потрясения в Тунисе и распад Ливии, гражданские войны в Ираке, Судане и Йемене, гуманитарная катастрофа в Сирии. Внезапно выяснилось, что нет ни одной арабской страны, которая сумела сочетать процветание и свободу народа, и никто из них не дает своим гражданам то, что сионистское государство дает своим арабским гражданам.
И вдруг стало ясно, что, несмотря на все обиды, жизнь при еврейском национализме в Назарете несравненно лучше, чем при арабском национализме в Дамаске, пишет Шавит. И потихоньку израильские арабы начали отказываться от фальшивого панарабского наследия Азми Бшары, старомодного коммунистического наследия МАКИ и наследия радикального политического ислама. Не признавая этого, израильские арабы сделали выбор - быть израильтянами.
Так что день после выборов будет важным. Независимо от того, останется ли Нетаниягу на посту или уйдет, мы все будем обязаны воспользоваться исторической возможностью, чтобы обратиться к израильским арабам и построить с ними новые, справедливые и здоровые отношения, которые оставят позади палестинский, арабский и еврейский экстремизм и, наконец, установят истинное партнерство граждан. Союз израильтян.