Все это делает особенно неожиданным признание Бурга, что он больше не хочет... быть евреем. Вдвойне неожиданно слышать это от потомка династии немецких раввинов и родного сына знаменитого создателя и руководителя национально-религиозной партии МАФДАЛ, доктора Йосефа Бурга.
В исковом заявлении, поданном в иерусалимский окружной суд, Бург написал, что отныне не считает себя принадлежащим к еврейскому народу, и его совесть не позволяет ему классифицировать себя представителем еврейства, поскольку это означает "принадлежность к расе господ".
Чтобы было понятнее, он добавил: "Я больше не чувствую симпатии к этому коллективу".
Все это стало известно из интервью Бурга, которое в конце минувшей недели опубликовала журналистка "Хаарец" Равит Гехт. По ее мнению, столь странный шаг для человека, который, как и его отец, провел долгие годы в израильской политике, прежде всего объясняется его резким неприятием закона о национальном характере государства.
В том же исковом заявлении Бурга, в частности, сказано: "Смысл закона о национальном характере государства заключается в том, что нееврейский гражданин в Государстве Израиль наделяется низким социальным статусом, аналогичным тому, от которого в течение многих поколений страдали сами евреи. То, что ненавистно нам, мы в результате переносим на наших нееврейских граждан".
Отказываясь от своего еврейства, Авраам Бург сказал: "Я спрашиваю сам себя: что должен делать гражданин, который недоволен принятием закона? Это отнюдь не закон о том, что нельзя переходить улицу на красный свет - этот закон меняет мою экзистенциальную сущность. Я не прошу зарегистрировать меня в МВД как араба или еще кем-то. Моя просьба заключается в следующем: вы пересмотрели понятие коллектива. И это определение меня не устраивает, я не вписываюсь в него, не считаю себя его частью. Поэтому прошу меня из этого коллектива исключить".
На иврите требование Бурга исключить его из еврейского коллектива, который его не устраивает, звучит куда сильнее, ибо отсылает к повторяемым в Торе словам Всевышнего, например, во Второзаконии: "... вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный. Не удерживай Меня, и Я истреблю их, и сотру имя их под небесами..." (9: 13-14)
Бог нередко угрожает "стереть имя" - об этом, собственно, и просит Бург: "сотрите меня". Но при этом обращается не к Богу, а к светскому суду.
Гехт напомнила, что, выйдя из религиозного сионизма, Бург ушел круто влево до такой степени, что пять лет назал вступил в ультралевую коммунистическую арабо-еврейскую партию ХАДАШ. По мнению журналистки, сегодня Бург исповедует такие взгляды, что даже те, кто стоит на левом фланге, считает его позицию сверхрадикальной.
Однако самое любопытное, что Авраам Бург вовсе не считает себя кардинально изменившимся - на его взгляд, изменился не он, а страна.
"С того времени, как я пришел в политику в 80-х годах прошлого века, я считал себя учеником и последователем профессора Йешаяху Лейбовича, взяв на вооружение два основных постулата: разделение религии и государства и прекращение оккупации, - подчеркивает Бург. - Я не изменился - это вы изменились, став более правым, националистическим, фундаменталистским государством. Вы стали менее демократичны. Я остался там же, где и был".
Читайте также
Доказывая свою правоту, Бург начал с нееврейской жены праотца Авраама и нееврейского гарема короля Давида, чтобы плавно перейти к желательности смешения евреев с неевреями:
На замечание Гехт, что Бург своим поступком подтверждает давний посыл Нетаниягу о левых, забывших, что значит быть евреем, Бург резко ответил: "Это - политический взгляд. Меня же занимают проблемы психологии и самоидентификации. И мне неважно, что по этому поводу кто-то подумает, и будет ли приятно правым, что я подтверждаю своим поступком их словеса. Если они думают, что заставят меня стать частью националистического коллектива, как они его определяют - они глубоко заблуждаются. Им нужно понять, что цена этого переходящего границы закона - роспуск израильского коллектива. Я же по-прежнему буду следовать своей исторической еврейской идентичности, жить так, как жили мои родители, бабушки, дедушки, прадедушки и прабабушки".
Похоже, Авраам Бург пренебрег явным противоречием в его словах, которое легко могли оспорить его предки, оставшиеся евреями даже на смертном одре.
Они были бы потрясены, узнав, что Авраам Бург не верит в Бога, не носит кипу, не соблюдает кашрут и ратует за смешанные браки.
Доказывая свою правоту, Бург начал с нееврейской жены праотца Авраама и нееврейского гарема короля Давида, чтобы плавно перейти к желательности смешения евреев с неевреями:
"Мы можем выжить, только если есть враги, которые хотят нас уничтожить. Дайте нам погром, войну, Катастрофу - мы знаем, что делать. Но что будет, если наступит мир и окажется, что никто не хочет нас уничтожить? Тогда люди из других общин захотят пережениться с нами, а мы - с ними. Я думаю, те, кто переженились друг с другом, меньше убивают друг друга".
Пока трудно прогнозировать, как суд отнесется к иску Авраама Бурга, поскольку лет десять назад судьи уже столкнулись с подобной просьбой известного израильского писателя Йорама Канюка (1930-2013). Он тоже просил не считать его евреем. Разве что, в отличие от Бурга, женатого на еврейке с шестью детьми-евреями, женатый на нееврейке Канюк, у которого остались две дочери-нееврейки и внуки-неевреи, не требовал вычеркнуть его из состава еврейского народа. Он добивался по суду, чтобы из его документов вычеркнули слово "еврей". Компромиссное решение привело к тому, что у одного-единственного человека в Израиле - Йорама Канюка - в удостоверении личности появилась запись "светский еврей".
Но Бургу такая запись не нужна - он давно уже считает, что весь Израиль потерял право быть национальным еврейским государством, формула два государства для двух народов себя исчерпала, и равноправные палестинцы должны быть депутатами кнессета.
Напоследок Гехт спросила Бурга, не отрицает ли занимаемая им позиция весь Израиль как таковой. Бург сказал, что нисколько не отрицает - напротив, предлагает альтернативу: "Нынешний Израиль застрял. А я - нет, я вижу выход".
Надо полагать, что, прочитав интервью "бывшего еврея" Авраама Бурга, ненавистники евреев вряд ли поспешат объявить его своим. Евреи - тем более.