Есть страна. Наша. Пока еще. У меня есть приятель. Когда я спрашиваю его: "Как дела?" Он отвечает: "Пока нормально". Раньше меня это смешило, теперь сам так отвечаю. Потому что как ни крути, нормально это ненадолго...
И кругом враги. Все хотят нас уничтожить. И это не паранойя, а параноидальная реальность. Казалось бы: тем, кого хотят убить, надо объединяться, "учиться военному делу настоящим образом", защищать свой дом, его обитателей, включая собак и кошек и даже холодильник.
Но нет.
Есть молодые люди в черных шляпах. И у них своя правда, и когда вникаешь в нее, кажется, будто накурился дурман-травы.
Вы там переносите все тяготы, таскаете на себе по двадцать кило амуниции, мерзнете зимой в засадах, потеете летом на блокпостах. А они сидят в тепличных условиях с книгами. Качаются взад-вперед. Читают или молятся. Целый день. Без остановки. С перерывом на трехразовое питание и десерт.
Лично я не против. И точно не завидую. Я сам чуть больше 30 лет назад учился в ешиве, относительно недолго, дня два. Но более утомительного занятия у меня никогда не было, особенно разбор цитат, которые имеют такое же отношение к реальности, как гороскопы к астрономии. Или молитвы - автоматический ежедневный повтор чужих слов. Бессмысленнее разве что четки перебирать в надежде, что таким образом проникнешь в тайны Вселенной.
И вы должны поверить, что это - не просто заунывное чтение, а "Железная кипа" над страной. И если вы посмеете оторвать их от этого важнейшего дела, защита рухнет. И все мы погибнем.
Вот это распределение обязанностей. Конечно, это своего рода патриотизм, ибо среди черношляпников есть откровенные враги государства, сжигающие флаги и куклы, облаченные в форму израильских солдат. Пока таких немного. В Бней-Браке, например, процентов 100.
Вы думаете, армия - это про защиту Родины? Не для них. Для них армия - это про грех. Там, в армии, есть девушки, сомнительный кашрут и осквернение субботы.
Их лидеры с ужасом смотрят на казармы и видят там не армейское подразделение, а филиал ада. Они боятся, что их кроткая и послушная овечка, которая всю жизнь только качается над книгой, попадет туда и обратно не вернется.
А это первый шаг к тому, чтобы забыть все молитвы и начать есть фалафель с чипсами без благословения. А это, сами понимаете, начало конца света. Так и голосовать перестанут за кого им раввины говорят, и вот это уже сам конец.
В Кнессете сидят дядьки. Одни говорят: "Война! Все в армию!".
Другие дядьки говорят: "Не пойдут. Они учатся. Это наш политический вес".
И начинается торг.
- Дайте нам бюджет на ешивы.
- На это дадим.
- А субсидии многодетным?
- На это не жалко.
- А освобождение от армии?
- ... Народ не поймет. А скоро выборы.
- Не дадите - уйдем из коалиции, и тогда выборы будут не скоро, а сейчас.
А сейчас не хочется. У них голоса. А у голосов есть цена.
Есть среди них особо упоротые, но принципиальные. И это достойно уважения. Они говорят: "Государство Израиль? А мы его не признаем. Мы ждем Мессию. Он придет и все устроит. А пока он не пришел, любая светская власть - это подделка. Ваш новый Израиль - это старый Эдом, частично Содом и где-то даже Гоморра.
Так что не злитесь на них. Даже, когда превращают Бней-Брак в Рамаллу.
Просто знайте: пока вы там, в грязи, с автоматом, над вами есть небо. И это небо держится на плечах уставших от качания атлантов - студентов Поневежской иешивы.
Читайте также
По крайней мере, они так говорят.
А вы, если вам все это не нравится, попробуйте поспорить с человеком, у которого на все готов ответ из книг, написанных почти 2000 лет назад.
Удачи! Она вам понадобится. Потому что логика тут бессильна. Только вера, только фанатизм.