Джихад против Европы, который развязал турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, основан в равной степени на идеологии исламизма и на свойственном ему оппортунизме. Яростная антизападная риторика Эрдогана представляет собой неотъемлемый элемент идеологии турецкого политического ислама. Кроме того, это надежный инструмент привлечения голосов избирателей, сфокусированный на консервативные и националистически настроенные группы населения.
Не следует считать, что джихадизм Эрдогана носит сезонный характер или представляет собой некую новообретенную систему политических идей. Не является он и отражением мирного суфизма. Корни идеологии Эрдогана следует искать в воинствующем политическом исламе, возникшем в стране в конце шестидесятых годов под руководством идеолога Нехметдина Эрбакана, первого исламистского премьер-министра Турции и наставника нынешнего президента.
В риторической вселенной Эрбакана, политика - это просто борьба между праведными силами, то есть исламом, и коалицией, включающей сионистов и христианских расистов-империалистов, а все остальное - не более чем детали. По его мнению, сионисты поддерживают членство Турции в Европейском Союзе, чтобы добиться своей коварной цели - "переплавить турецкий ислам в котле христианства".
В одном из своих выступлений в 2016 году Эрдоган сказал о европейских странах: "Это не просто наши враги… За ними стоят планы и заговоры, а также другие державы". В том же 2016 году он заявил, что джихад ни в коем случае нельзя считать терроризмом. "Это возрождение… он призван давать жизнь, строить новое…а это значит вести войну с врагами ислама". В 2017 году Эрдоган заявил, что действия германского правительства напоминают ему политику нацистской Германии.
В прошлом месяце официальный представитель базирующейся в Газе радикальной группировки "Исламский джихад" Дауд Шихаб заявил, что Турция является самой храброй мусульманской страной, которая не побоялась в открытую выступить против проявлений враждебности президента Франции Эммануэля Макрона в отношении мусульман. Однако, турки сочли, что лестных слов "Исламского джихада" недостаточно, чтобы "распять" неверного, скрывающегося под маской президента крупной европейской державы.
На сцену непременно должен был выйти лично президент Эрдоган. Место действия: партийный съезд в самом центре Анатолии. Декорации: два огромных портрета с изображениями самого Эрдогана и президента Азербайджана Ильхама Алиева. И еще две фотографии: азербайджанский горный пейзаж и узнаваемый купол мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Лозунг: "Карабах и мечеть Аль-Акса ждут нас!" Речь идет о Нагорном Карабахе, спорной территории, которая с девяностых годов находится под армянской оккупацией.
Султан обращается к подданным: "Что за проблема у Макрона с исламом? В чем его проблема с мусульманами? Макрон нуждается в каком-то психиатрическом лечении". Эрдоган, судя по всему, считает, что Макрон является клиническим сумасшедшим, поскольку французский президент поклялся искоренить радикальный исламизм во Франции, после того как вся страна была потрясена жутким преступлением - обезглавливанием учителя истории Самюэля Пати 16 октября.
В своей речи Эрдоган также обвинил Запад в поставках оружия только одной из воюющих сторон в возобновившемся конфликте между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха. Тем не менее, турецкий президент лицемерно гордится тем, что Турция поставляет азербайджанским вооруженным силам беспилотники и другие вооружения, а также оказывает помощь в военной подготовке.
Политика на Ближнем Востоке - это всегда ловушка для радикальных идеологов. В мировоззрении Эрдогана, когда "неверный" Запад оказывает военную помощь Армении - это зло, а когда Турция помогает Азербайджану - это святое дело. Ну, допустим. А какая еще страна оказывает военную помощь Азербайджану? Кто еще на стороне добра? Израиль - государство, которое Эрдоган ненавидит всей душой.
В 2016 году азербайджанский президент Ильхам Алиев заявил, что его страна приобрела военную технику израильского производства на общую сумму в 4,85 миллиарда долларов. А недавно советник президента сказал, что Азербайджан использует в войне за Нагорный Карабах израильские беспилотники, в том числе и так называемые "дроны-камикадзе", которые могут уничтожать цель при прямом столкновении. Итак, выходит, что Турция и Израиль снабжают военной техникой одну и ту же страну, которая находится в военном конфликте с другой.
Читайте также
Впрочем, это нежелательное совпадение никак не отражается на джихадистских амбициях Эрдогана. Вот несколько строк из сообщения израильского информационного источника, опубликованного в конце октября:
"Западные спецслужбы получили информацию о том, что руководство группировки ХАМАС имеет второй подпольный офис в Стамбуле. Турецкая штаб-квартира ХАМАС была создана приблизительно два года назад с целью приобретения оборудования, которое можно было бы использовать для производства вооружений. Кроме того, она используется для проведения кибер-атак против многочисленных врагов ХАМАСа, включая посольства враждебных арабских стран, таких как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, на Ближнем Востоке и в Европе, и даже против палестинской администрации, а также для слежки и расправы над несогласными членами собственной организации".
Похоже, в глазах турецкого лидера, последним направлением экспорта джихада является Южный Кавказ, а точнее - Нагорный Карабах. Хотя Анкара и Баку категорически отрицают любые обвинения, многочисленные сообщения средств массовой информации и независимых наблюдателей подтверждают непосредственное участие Турции в переброске сотен джихадистов в Азербайджан для участия в военных действиях против Армении. Вне всякого сомнения, богатый углеводородами Азербайджан мог бы позволить себе нанять даже не сотни, а тысячи боевиков. Однако, это также означало бы серьезно разозлить Москву, что, как хорошо известно азербайджанцам, не сулит ничего хорошего их молодому государству.
Итак, после прямого вооруженного вмешательства Турции в Ираке и на северо-востоке Сирии, гибридных войн в Сирии, Ливии и Йемене, военной напряженности в Эгейском и Средиземном морях, джихадистский авантюризм Эрдогана нашел новый театр военных действий на Кавказе. Что же дальше?
Автор - оппозиционный турецкий журналист, уволенный за критику в январе 2017 года из газеты Hürriyet
Источник - Gatestone Institute
Перевод - Игорь Абрамов