Большое видится на расстоянии. А в том, что соглашения между Израилем и арабскими странами - дело большое, даже историческое, я ни на йоту не сомневаюсь. Будучи в силу профессионального опыта человеком недоверчивым, а также хорошо помня о советской привычке приурочивать рекорды к "красным дням календаря", я отношусь к соглашениям с определенным пессимизмом. И потому, что из подписали незадолго до 3 ноября - дня выборов в США. И потому, что назвали не мирными договорами, а соглашениями о нормализации.
Что такое нормализация, можно сказать только приблизительно. Это своего рода протокол о намерениях. Совершенно не обязательно, что за этим последуют конкретные шаги. Но даже с учетом моего пессимизма, я признаю: это история, которая творится у нас на глазах, это начало новой эры! И, конечно же, это заслуга Трампа, Джареда Кушнера и израильского премьер-министра Нетаниягу. Проделана гигантская работа, которая до последнего момента была сродни Сизифову труду - камень переговоров в любой момент мог сорваться и подкатиться под гору. Но - докатили!
Теперь договоренности должны пройти проверку на прочность. В наибольшей степени серьезность намерений арабов (в серьезности намерений Иерусалима сомнений нет) можно будет проверить не раньше, чем начнется новая эскалация между Израилем и ХАМАСом.
Читайте также
Многие эксперты справедливо полагают, что подписанные договоренности де-факто открывают новую страницу в отношениях между палестинцами и израильтянами. В дальнейшем лидеры арабского мира станут главными участниками договорного процесса, отодвинув в сторону палестинцев.
В тот момент, когда конфликт обострится и палестинцы, как обычно, примутся обвинять евреев в геноциде и "убийствах мирных граждан сектора Газа", из-за спин которых боевики будут запускать ракеты с сторону Израиля, именно тогда наступит момент истины для Лиги арабских государств. До сих пор она тут же собиралась и клеймила Израиль. Тон задавали ровно те страны, которые сейчас одна за другой подписывают соглашения о нормализации с Иерусалимом. Как они поведут себя в следующий раз? Привычно пойдут на поводу у арабской улицы и выступят с осуждениями? Или сохранят курс на нормализацию с Израилем и стабильные отношения с США? А если к тому моменту в Белом доме не будет Трампа, какая судьба ждет договоренности? Только получив ответы на эти вопросы, можно будет значимость и историческую перспективу подписанных соглашений.