Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Франция и ЕС спасают Ливан от новой гражданской войны

Президент Франции Эммануэль Макрон совершил экстренный визит в Ливан. Он выступил с идеей оказания масштабной финансовой помощи этой стране.

11.08.2020
Фото: Getty Images / Thierry Monasse

Читайте также

Взрыв, прогремевший в порту Бейрута и унесший жизни, по последним данным, более 130 человек, может окончательно добить ливанскую экономику и, в самом неблагоприятном варианте, стать причиной новой гражданской войны.

То, что именно Макрон стал первым зарубежным лидером, который прибыл в Бейрут после случившейся трагедии, - отнюдь не случайность. Дело не только в том, что Франция и Ливан исторически тесно связаны.

Самая большая местная христианская община, марониты, в культурном отношении ориентировалась на Париж. Да и сам Ливан в течение 20 лет был под французским управлением. Французский язык здесь фактически второй по распространению после арабского.

Макрон приехал в страну в первую очередь как посланник ЕС. В Европе очень обеспокоены перспективой того, что взрыв в порту может стать причиной гуманитарного кризиса, аналогичного случившемуся в 1970-х годах. Тогда в Ливан хлынули палестинские беженцы. Это нанесло удар по и так находившейся не в лучшем состоянии местной экономике и в итоге привело к кровопролитной гражданской войне, длившейся с 1975 по 1990 год и ставшей мощным фактором нестабильности на всем Ближнем Востоке.

"Ливан находится в глубоком экономическом кризисе, а тут еще такое грозное испытание. Безусловно, можно ожидать, что ситуация ухудшится, если Ливану не помочь", - отметил в беседе с "НГ" эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов.

Именно поэтому Макрон сразу по прилете в Бейрут объявил о том, что его страна инициирует программу международной помощи Ливану. Еврокомиссия уже сообщила, что стране будет выделено 33 млн евро. "Помощь населению - это главный приоритет, и необходимо организовать ее так, чтобы она дошла до людей", - подчеркнул Макрон.

Оговорка об адресной помощи весьма важная. С осени прошлого года в Ливане не утихают сильнейшие за последнее десятилетие протесты, причина которых - ухудшающаяся экономическая ситуация и неспособность властей ее выправить. В стране растут цены, высокая безработица. В марте премьер-министр Ливана Хасан Дияб объявил о неспособности государства выплачивать внешние долги. С тех пор положение только ухудшилось. Сложившуюся отчаянную экономическую обстановку можно объяснить коррупцией и слабостью государственных институтов, а также расколом страны, при котором каждая религиозная община - это государство в государстве. На все эти извечные ливанские проблемы наложился еще и приток беженцев из соседней Сирии, раздираемой гражданской войной. Дополнительную проблему создавала позиция США, где очень недовольны тем, что одной из ведущих политических сил страны стало проиранское движение "Хизбалла", представляющее местную быстрорастущую шиитскую общину.

Сразу же после взрыва власти постарались сделать все, чтобы политическая обстановка не накалялась. Президент Мишель Аун пообещал провести расследование в максимально короткий пятидневный срок и наказать виновных вне зависимости от того, какие должности они занимают. Пока, впрочем, все ограничилось арестами работников порта. В Бейруте объявлено чрезвычайное положение, и власти обещают оперативно решить проблему с продовольствием, которая становится самой актуальной для города и страны. Взрыв уничтожил элеватор со стратегически важными запасами зерна, которые спасали ливанцев в трудные времена - в годы той же гражданской войны.

Если власти сумеют быстро провести спасательные работы в разрушенном наполовину городе, где еще десятки человек числятся пропавшими без вести, и справиться с текущими трудностями, все равно будут действовать два мощных дестабилизирующих фактора, способных нарушить хрупкий гражданский мир в стране. Первый из них - сомнения в объективности проводимого властями расследования. Мишель Аун и Хасан Дияб категорически отказались от проведения международного расследования трагедии, хотя этого требовали протестующие. Этот отказ тем не менее можно объяснить отнюдь не желанием что-то скрыть, а стремлением не подвергать испытанию межобщинный мир. Ведь второй дестабилизирующий фактор - это расследование спецтрибунала по Ливану по делу об убийстве в 2005 году тогдашнего премьер-министра Рафика Харири. Обвиняемыми по нему проходят четыре человека, связанных с движением "Хизбалла". Все они перед трибуналом не предстали и находятся где-то в Ливане.

Приговор по делу планировалось огласить 7 августа. Однако в связи со взрывом в Бейруте спецтрибунал отложил свой вердикт до 18 августа. Между тем именно на клан Харири, точнее, на сына Рафика, Саада Харири, который был премьер-министром с 2016 по 2020 год, протестующие возлагают ответственность за тяжелое экономическое положение в стране. Теперь к этим обвинениям добавилось еще и то, что именно он не распорядился убрать груз конфискованной селитры со склада в порту, которая и взорвалась. Показательно, что попытка Саада Харири приехать в порт для осмотра места взрыва окончилась тем, что на его автомобиль было совершено нападение. А ведь за Харири стоит местная суннитская община. Отношения между ливанскими суннитами и шиитами последнее время весьма натянуты - сказывается эхо войны в Сирии. При худшем развитии ситуации боевые действия могут начаться именно с их конфликта.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке