Читайте также
Похоже, революция, "о необходимости которой так долго говорили...", вот-вот свершится. Очередная вавилонская блудница, он же город Желтого Дьявола, находится на грани захвата угнетенными нацменьшинствами, секс-меньшинствами, неомарксистами и примкнувшими к ним то ли неонацистами, то ли наоборот сверхновыми неолибералами.
Придется ли мэру Нью-Йорка Биллу де Блазио бежать из своей резиденции в женском платье или он просто передаст ключи собственной дочери Кьяре, активной участнице протестов, задержанной не так давно за участие в уличных беспорядках - мы скоро сможем увидеть.
Гораздо интереснее, что хотя российских большевиков, которые могли бы порадоваться торжеству всемирной революции, уже не осталось, их наследникам тоже может грозить повторение революционной смуты.
Продолжающиеся массовые протесты в Хабаровске, вызывающие ассоциацию с иронически трансформированным лозунгом "можем повторить" приводят российских политологов к попыткам осмысления как местных, так и зарубежных протестов - в качестве явления глобального масштаба.
Вавилон должен быть разрушен
Одним из наиболее ярких примеров является статья Глеба Кузнецова, опубликованная московским Центром Карнеги: "Протест последних дней. Covid-эсхатология и уличная политика от Сиэтла до Хабаровска". Автор, сотрудник Экспертного института социальных исследований, рассматривает нынешнюю ситуацию, как аналог массовых волнений эпохи Средневековья в ожидании конца света, особенно обострившихся в канун 1000 года нашей эры.
Он пишет: "...хорошо известно, что войны, бедствия и пандемии становятся триггером появления эсхатологической политики: выход в актуальную политику массовых и эзотерических движений, которые ориентируют последователей…. на опрокидывание сложившегося порядка жизни как такового, на строительство новой жизни после уже случившегося "конца света".
Рассматривая палитру мировых протестов последнего времени от Сиэтла до Белграда и от Урала до Хабаровска, эксперт справедливо отмечает общие черты такого "восстания масс": неприятие современного государства в любых его формах; поиск нового человека вместо образцовых "цифровых граждан"; разрушение символов старой эпохи и унижение старого (желательно белого) человека.
Современные государства пока оказываются бессильны против новой формы протеста. "Невозможно превратить бунт против Вавилона в дискуссию относительно фондов для его реформирования и гуманизации",- отмечает Кузнецов. Вместе с тем, предлагая рецепт для нейтрализации протеста, эксперт говорит о пути ответственного взрослого, который может сосредоточиться на "огораживании протеста" в его естественном проявлении.
Но установив для рассмотрения нынешней революционной ситуации абсолютно обоснованную рамку - эсхатологию, как ожидание "конца времен", политолог почему-то отказывает нынешним событиям в статусе чрезвычайных изменений, предлагая "реагировать на эсхатологический протест, как взрослые и умудренные родители реагируют на чудачества детей".
Черные лебеди, белые лебеди
Исторический опыт уже показал, что призыв "Будьте как дети" совсем не безобидное чудачество. Но жесткий вариант ответа, выбранный когда-то местными кураторами и иностранными прокураторами, привел в конечном итоге к разрушению Храма и гибели крупнейшей империи.
Альтернативный, более мягкий вариант отражен в известном анекдоте: "Как бы выглядел мир, если бы Иисусу Христу дали три года условно?" Собственно Понтий Пилат пытался осуществить именно такой сценарий, но местные эксперты настояли на своем. Однако попытки компромисса без реальных социальных изменений тоже кончаются ничем.
Как быть, если ребенок расхотел быть Савлом, а непременно желает стать Павлом? "Все кругом изменилось, изменился и я - из Савла стал Павлом и приготовился к новой жизни. А почему не меняетесь вы и живете, как ни в чем не бывало?!"
Оказывается, мир никак не желает стать постпандемическим, он остался жить на карантине, отсюда - "Чума на оба ваши дома". Если закроют "вашингтонский обком", то не уцелеет ни хабаровский крайком, ни тель-авивский рабком. Дух реет, где хочет, и черные лебеди, в прямом и переносном смысле, прилетят вместе со своими белыми собратьями откуда не ждали и будут клевать печень всем, кто останется прикован к скале своего единственно верного мировоззрения. (Белые лебеди - прогнозируемые кризисы, черные лебеди - непредсказуемые. Прим. авт.)
На это совершено четко указал Нуриэль Рубини, один из самых авторитетных финансовых экспертов, предсказавший кризис 2008 года. В недавней статье "Возвращение белых лебедей-2020" на сайте Project Syindikatee он подтвердил свои мрачные прогнозы, сделанные еще в феврале текущего года. Среди них - большая вероятность повторения "Великой депрессии" в ближайшие несколько лет; возможность столкновений между США и одним из его противников: Китаем, Ираном или Россией; перерастание торговой войны между США и Китаем в "горячую"; рост массовых беспорядков в США в случае незначительного преимущества одного из кандидатов в ходе ноябрьских выборов.
И персональный лебедь для еврейского государства - возможный конфликт в регионе из-за стремления Израиля нанести решающий удар по Ирану в октябре, то есть до новых выборов в США. Все это на фоне климатических, экологических и прочих рисков.
Но, не обращая на это внимания, одни стремятся поскорее содрать бремя с белого человека вместе со шкурой, другие встают перед первыми на колени, пытаясь спасти свою шкуру, третьи пытаются в последний момент осуществить "перезагрузку" капитализма, "обнуление авторитаризма" или спасение истинного "сионизма".
Мир как провинция Царства Божия
Каким же образом все-таки следует воспринимать нынешние протесты, связаны ли они с пандемией или стали продолжением массового недовольства, охватившего мир еще в 2019 году? Является ли 2020 год - отложенным концом света, который ожидали в 2000 и совсем недавно в 2012 году?
Если в прошлом понадобился фашизм и коммунизм, чтобы ввести всеобщее избирательное право и государство всеобщего благосостояния, то почему бы пандемии не стать триггером к поиску нового баланса социальной справедливости, экологического равновесия и всего того, что туманно именуется "царство божие на земле".
Гибель греко-римского мира породила современную западную цивилизацию. В своей попытке сделать прогноз не только на ближайшие сто лет, но на несколько тысяч лет вперед, опираясь на историю прежних цивилизаций, Арнольд Тойнби в 1947 году писал: "будущие историки в 2047 году укажут - главным событием XX века было воздействие западной цивилизации на все другие общества".
В 3047 году они будут описывать то контрвлияние, которое оказали на Запад другие цивилизации - православное христианство, ислам, индуизм и буддизм. Историки 4047 года отметят, что воздействие западной цивилизации в XX веке явилось эпохальным событием, потому что это был первый шаг к объединению мира в единое сообщество. И наконец в 5047 году они укажут: важность объединения человечества состоит не в технических, экономических или политических достижениях, но в области религии.
Однако религия для английского историка - не иерархия или служба, "религиозный прогресс означает прогресс духовный, а дух означает личность". Поэтому "способ возлюбить ближнего, как самого себя, состоит в том, чтобы помочь ближнему".
Как полагает Тойнби, стремление к духовному прогрессу в конечном итоге обеспечивает и наилучшие условия социальной жизни. Именно настойчивые усилия пуритан (и протестантов в целом), проникнутых эсхатологическими настроениями, привели к современному этапу западной цивилизации.
Три года назад отмечалось 500 лет Реформации, ознаменованной серией крупнейших войн всех против всех, но и духовным рывком человечества, который привел к современной цивилизации. Готов ли Запад совместно с другими к аналогичному рывку, чтобы найти очередную "Новую землю" вместо общества потребления на базе искусственного интеллекта?
Сможет ли человек развить эмоциональный интеллект, подлинную эмпатию и новые духовные способности или нас ждет цифровая диктатура от Большого Желтого (черного, красного, коричневого) Брата? На нащ взгляд, в поисках ответов на эти вызовы и есть подлинная эсхатологичность глобальных протестов.