Читайте также
Это не статья об иранской бомбе. Вслед за экс-главой «Моссада» утверждаю: нам грозит харедизация страны. Эфраим Галеви, кстати, сам религиозный, был вынужден принести извинения, а от меня ультраортодоксы его не дождутся. Параллель с режимом аятолл напрашивается сама собой. Мы еще будем вспоминать Израиль времен Бен-Гуриона, светских кибуцев и пр., как ныне вспоминают Иран времен правления шаха.
Кирпичик за кирпичиком у нас закладывается галахическое государство. Медленно, но последовательно меняется облик многих городов. В муниципальные советы проходит все больше ультраортодоксов, и они закрывают кафе по субботам, как это случилось на центральной площади Рамат-Гана. Растет число учащихся йешив и колелей, понимай, уклонистов.
Особый статус партии ШАС и «Агудат Исраэль» обеспечивает Нетаниягу парламентское большинство и требует выполнения обязательств перед равом Овадьей Йосефом и Эли Ишаем, да и за здравоохранение у нас отвечает рав Лицман. Для наших ультраортодоксов статус-кво в отношениях светских и религиозных стало ругательным словом. Упомянутый мною не к ночи Бен-Гурион ужаснулся бы, узнав о росте антисионистского религиозного движения. Но и лояльные к нему раввины ставят ультиматумы ЦАХАЛу. Я понимаю, что для религиозных военнослужащих НАХАЛа должны быть особые условия, но зачем, как требуют равы, превращать обычные кошерные кухни ЦАХАЛа в глат-кошерные? За каждой такой кухней должен быть закреплен контролер кашрута, что немедленно отразится на военном бюджете миллионами шекелей. (Кстати, в вашем счете за электричество, цены на которое нам пытаются поднять, контролеры кашрута «Хеврат хашмаль» тоже «сидят».) От этой перемены меню для целой категории «тружеников» - особый приварок.
Раввины предъявляют претензии и к форме военнослужащих-женщин, что вы могли заметить, но это бы ладно, особо их возмущают контакты солдат и солдаток.Сейчас главный военный раввинат, находящийся под контролем ультраортодоксов, озадачился выступлением певиц на официальных церемониях, и рав поселения Алон Море Эльяким Леванон заявил, что такой шаг поставит раввинов перед необходимостью открыто выступить против армейского командования. Иначе у раввинов не останется иного выбора, как сказать солдатам: «Вы должны уходить с этих мероприятий, даже если снаружи вас встретит расстрельная команда и вас расстреляют». В армейских ансамблях, как в средневековых театрах, должны играть только мужчины.
Недавно на офицерских курсах выступал армейский ансамбль, в составе которого были девушки. Группа курсантов в кипах демонстративно покинула зал. Реакция ЦАХАЛа была решительной – эти курсанты были уволены с офицерских курсов. Военный раввинат, в свою очередь, призвал к ответу руководителя курсов, и только вмешательство начальника генштаба Бени Ганца, которому направили возмущенное письмо 19 генерал-майоров запаса, спасло ситуацию.
Для раввинов статус-кво в армии - понятие растяжимое, здесь не рекомендуется класть в кошерный рот палец. На повестке дня - запрет солдаткам инструктировать курсы, где присутствуют носящие кипы слушатели. Далее – новый устав, регламентирующий запрет на мини-юбку. Понятно, что они хотят запретить всем солдаткам и брюки, как мужскую одежду.
В качестве инструмента давления ультраортодоксы угрожают запретить призываться в армию учащимся йешив, которые составляют меньшинство военнослужащих, но насчитывают несколько сотен призывников ежегодно.
Я не хочу огульно обвинять всех религиозных. Самый высокий процент новобранцев боевых частей представляют религиозные поселенцы из Иудеи и Самарии. 61% поселенцев служат в боевых частях. Все это так, но и жители преимущественно светского Ариэля находятся на четвертом месте в стране по числу призывников.
Среди выпускников спецкурсов, в том числе мехины в ишуве Эли, немало религиозных. У них высокая мотивация, они служат в боевых частях, прекрасные летчики, парашютисты и десантники.
Но наряду с этим число уклонистов растет год от года, сегодня это 50% молодых людей, а через восемь лет их, по оценкам, будет 60%. Наибольшее число уклонистов из религиозного сектора проживает в Бней-Браке, Бейтар-Илите, Эльаде, Нетивоте. В 1992 году лишь 20% девушек просили освобождения от армии по религиозным соображениям, в 2011-м их уже 35%.
Уважая солдат в кипах, не стоит пренебрегать светским большинством военнослужащих ЦАХАЛа. Не дай бог дожить, когда стараниями раввинов он превратится в аналог «стражей Исламской революции».