Читайте также
Извините за высокий слог, но израильская демократия в опасности. Те, кто следит за последними законодательными инициативами, могут решить, что единственное на Ближнем Востоке цивилизованное государство сошло с ума.
Речь идет об инициативах депутатов Офера Акуниса, Ярива Левина, Дани Данона, Зеэва Элькина (Ликуд) и Фаины Киршенбаум (НДИ) заткнуть рот свободной прессе, изменить юридическую систему в порядке назначения судей БАГАЦа, а до того - запретить левым организациям принимать помощь от иностранных правительств. Разница в законопроектах Акуниса и Киршенбаум только в том, что в НДИ предлагают обложить эти пожертвования налогом в 45%.
У нас, к сожалению, нет конституции, как в США, и правовых традиций, как в Англии, которые бы охраняли свободу слова. Утвержденный в первом чтении закон об увеличении компенсаций за клевету (инициатива Ярива Левина из Ликуда и Меира Шитрита из Кадимы) предполагает поднять максимальную планку компенсации без доказательства ущерба в делах о клевете с 50 тысяч шекелей до 300 тысяч, а в отдельных случаях – до полутора миллионов шекелей. На практике это означает запрет на критику. Может возникнуть ситуация, когда журналист должен будет сто раз подумать, прежде чем высказать свое мнение. А если какой-либо политик решит, что он оклеветан тем или иным высказыванием в прессе, то запросто подаст иск и потребует полмиллиона. Это сколько нам осталось критиковать знаменитую Юлию Шамалову-Беркович, которую избрали по репатриантскому списку Кадимы, а сейчас она правее самых крайних ликудовских ястребов? Главному редактору «Глобуса» Леониду Луцкому со своими фельетонами придется изъять этот жанр из оборота - столько исков от политиков и монопольных компаний нам не вытянуть.
По сути, инициаторы закона собираются закрыть такие свободные телеканалы, как Второй и Десятый, заодно и с газетами разберутся, чтобы они не смогли критиковать правительство. А где та грань между критикой и клеветой? Да что там политики – теперь и музыканта в Израильском филармоническом оркестре критиковать не моги. А вдруг он вдогонку докажет, что после рецензии у него упали рейтинг и заработки?
В воскресенье на этой неделе в Тель-Авиве прошел чрезвычайный съезд журналистов всех СМИ, подчеркиваю: правых и левых, которые сообща выступили против опасного законопроекта. А нет в этом вопросе правых и левых. Несгибаемый ликудник, председатель Кнессета Реувен Ривлин возмущен и категорически против.
Другая опасная инициатива - это попытка этой политической группы, на сей раз под предводительством министра юстиции Якова Неэмана, ограничить полномочия Верховного суда. По предложению того же депутата Левина, кандидаты на пост судей БАГАЦа должны пройти собеседование в Комиссии по правовым вопросам под руководством Давида Ротема. Если это будет принято, то Верховный суд вскоре станет выглядеть как центр Ликуда. На счастье израильской демократии, Нетаниягу в последний момент понял опасность этого законопроекта и приостановил его.
Аналогично был заморожен запрет на пожертвования от иностранных правительств. Мне тоже, как и уважаемой Фаине Киршенбаум, не по душе деятельность «Бецалель» и «Шалом ахшав». Но этот запрет может ударить и по другим целям – больницам, различным амутот в поддержку инвалидов ЦАХАЛа, иностранных рабочих, бездомных животных, пострадают «Маген Давид адом», «Эзер ле-Цион» и другие легитимные организации. Я тоже выступаю против ряда арабских депутатов Кнессета, чья политическая деятельность и движения финансируются враждебными нам государствами. Но этот закон должен быть прописан так тщательно, чтобы не пострадали целые категории людей, нуждающихся в помощи.
Я за прозрачность источников финансирования, как левых, так и правых, но должны быть четко определены ограничительные критерии.
Не случайно премьер министр Биньямин Нетаниягу решил не принимать поспешных решений. 20 ноября на пленарном заседании Кнессета законопроект был заморожен, и опять нет в этом вопросе правых и левых. Апелляцию Дан Меридор и Бени Бегин из Ликуда подали совместно с Шаломом Симхоном и Орит Нокед из Аводы. Подобные законодательные инициативы настолько несовершенные и сырые, что не грех их этой зимой и заморозить, и тем самым сохранить имидж Израиля как демократического государства, а заодно и не нанести случайный вред необходимым общественным организациям и нуждающимся людям.