Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Мнения

А
А

Ключ не в "арабской весне", а в Иране

Сложно отрицать тот факт, что на сегодняшний день Ближний Восток является самым сложным регионом мира.

01.09.2013
Источник:Эксперт
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Сложно отрицать тот факт, что на сегодняшний день Ближний Восток является самым сложным регионом мира

Если рассматривать наиболее важные из них, то это прежде всего, конечно, ситуация вокруг Ирана. Сложность которой не только и даже не столько в иранской ядерной программе, сколько в Исламской Республике как политическом факторе. Модель развития Ирана, как и его претензии на региональное лидерство и конфликт с США, вызывает серьезное опасение соседей и участвующих в делах региона внешних факторов. Они пытаются подавить Иран, в ответ на что Тегеран использует те немногие инструменты, которые есть у него в наличии, – в частности, "Хизбаллу". В результате конфликт вокруг Ирана распространился на весь Ближний Восток.

Вторая проблема – это израильско-палестинский вопрос. Суть и сложность этой проблемы в том, что мирный процесс в нынешнем его виде не достигнет результата, поскольку базируется на изначально недостижимых задачах. Спонсоры мирного процесса пытаются заставить Израиль – страну-победителя – сесть за стол переговоров на условиях побежденных, пойти на неприемлемые уступки последним, что лишь способствует обострению данной проблемы. Палестинское население начинает витать в облаках, лидеры преувеличивают свои возможности, тогда как в Израиле ситуация воспринимается как несправедливая, что, в свою очередь, отражается и на отношении израильтян к палестинцам и арабам в целом. В реальности же мирный процесс должен концентрироваться на принуждении палестинцев к миру, цивилизованному поведению и выполнению своих обязательств. А для этого нужно ликвидировать идею "палестинского дела" – оторвать палестинцев от мусульманских стран региона, лишить последователей покойного Ясира Арафата идеологической, финансовой и военной поддержки со стороны соседей. Чем до сих пор занимается только одна страна-участница мирного процесса – Израиль.

Наконец, третьей важной частью ближневосточного узла являлась и является неэффективность большинства ближневосточных режимов. Ни в одном из арабских государств – ни в нищем Йемене, ни в богатой Саудовской Аравии – на сегодняшний день нет нормальной эффективной власти, способной контролировать собственное население и одновременно обеспечивать поступательное политико-экономическое развитие общества. Отсюда исходит и ряд проблем – недостаток легитимности власти, отсутствие ощущения сопричастности у населения, нестабильность, репрессии, бедность, радикализм, терроризм, власть над местным населением со стороны внешних игроков, предлагающих арабской улице более привлекательные идеи и проекты (то же "палестинское дело"). Все это несет угрозу как самим этим странам, так и всему миру.

По какой-то причине Соединенные Штаты и Запад в целом посчитали, что распутать ближневосточный узел проще всего, потянув за последнюю проблему. Свой проект "модернизации" ближневосточных режимов предложил Джордж Буш-младший, однако этот проект застопорился после первого же подхода к снаряду – войны в Ираке. У Барака Обамы было собственное видение "Большого Ближнего Востока", и когда начался процесс "арабской весны", США посчитали, что настало время для новой попытки. Вашингтон сделал ставку на проект исламской демократии, посчитав, что эти государства станут более эффективными, нежели традиционные диктатуры. Причем речь шла лишь об установлении подобных демократий в нужных странах – как известно, попытка устроить Тахрир в Бахрейне закончилась саудовской интервенцией с молчаливого одобрения Запада. Однако даже такая выборочная демократизация привела лишь к обострению ситуации на Ближнем Востоке. Ливия рухнула сразу, год "исламской демократии" поставил на грань гражданской войны Египет, на очереди Тунис, где местные власти с ужасом ожидают возвращения с сирийских фронтов стажирующихся там тунисских салафитов. Кроме того, демократизация добавила новую проблему в клубок – изменение регионального баланса сил. Если раньше светские авторитарные режимы Муаммара Каддафи, Хосни Мубарака и Башара Асада уравнивали влияние монархий Залива и финансируемых ими международных исламистских группировок в арабском мире, то сейчас у Эр-Рияда конкурентов не осталось.

Соединенные Штаты видят, что они теряют рычаги контроля за ситуацией в регионе, однако, несмотря на явную демонстрацию неэффективности подобного подхода, все равно пытаются идти по пути искусственной модернизации ближневосточных режимов – отсюда и выглядевший еще десять лет абсолютно нереальным союз между Штатами и "Аль-Каидой" в Сирии и отчасти в Ираке. Аналитики предупреждают, что если США не прекратят подобные эксперименты и не сделают выбор в пользу ответственных, пусть даже и недемократических правительств (в Египте и в той же Сирии), то ситуация на Ближнем Востоке станет еще более нестабильной и опасной.

В реальности же ключом к распутыванию ближневосточного клубка проблем (или, по крайней мере, важным шагом в этом направлении) является решение первого из рассматриваемых его элементов – иранского вопроса. Не бомбардировками, не санкциями, а реализацией пакетной сделки с Исламской Республикой, которая превратит Иран из регионального дестабилизатора в державу, заинтересованную в стабилизации Ближнего Востока. Этот шаг поможет и в решении остальных проблем клубка, прежде всего палестинского (Иран прекратит активно играть против Израиля и поддерживать палестинских террористов), а также восстановит баланс сил. Для США и всего мира лучше, чтобы ближневосточные дела решались через взаимодействие Ирана, Турции и Израиля, нежели Саудовской Аравии и радикальных исламских группировок.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке