Читайте также
Общественно-политические движения бывают весьма разнообразными. У них могут быть яркие лозунги, они могут провозглашать идеи, с которыми трудно спорить (например, о том, что бедность и несправедливость - это плохо, а охрана природы - хорошо), их могут поддерживать известные личности (хотя известность еще отнюдь не признак ума), среди их активистов могут быть по-настоящему убежденные и самоотверженные люди, а среди их противников - весьма непривлекательные субъекты и организации. И все же - как распознать, что, несмотря на все это, вам подсовывают дерьмо?
Вот наиболее характерные признаки. Каждый из них в отдельности еще не является полной гарантией, но уже является поводом, как минимум, серьезно насторожиться. А уж их сочетание - тем более.
1. Движение заявляет, что выражает волю абсолютного большинства. В особенности если реально на его акции выходят сотни и тысячи, а никак не миллионы. Впрочем, многочисленное движение, выступающее от имени "всего народа", еще опаснее.
2. Участники движения первыми прибегают к насилию. В особенности если таковое направлено не против силовых структур, а против мирных граждан и их собственности (битье витрин, поджоги автомобилей и т.п., вплоть до граффити на стенах чужих домов), а также создает тем же гражданам серьезные помехи иными способами (например, длительное перекрытие дорог общего пользования, блокирование работы необходимых обычным людям учреждений). Здесь, конечно, надо учитывать возможность провокаций - но в таких случаях особенно важно, как на эти провокации реагируют лидеры и рядовые участники, принимают ли решительные меры к немедленному пресечению.
3. У движения нет конструктивной программы. Большинство лозунгов строятся по принципу "против", а не "за", а те, что все-таки "за", представляют собой расплывчатые благие пожелания (иногда, впрочем, даже и не очень благие), не подкрепленные никакими конкретными механизмами их реализации. При этом призывы в стиле "поднять налоги", "ввести заградительные пошлины", "увеличить пособия" и т.п. - без серьезного профессионального анализа последствий таких действий - конструктивной программой считаться не могут.
4. Движение состоит почти исключительно из молодежи - или, более широко, среди участников движения практически нет профессионально состоявшихся людей. Это отнюдь не значит, что молодые люди всегда глупы, невежественны и безответственны - но вот если их не поддерживает никто из людей более опытных и солидных, делом доказавших свой ум и способности, достигших чего-то реального своим трудом, а поддерживают в "лучшем" случае только какие-нибудь "вечные студенты" и получатели пособий, то это уже симптомчик. Опять-таки, это лишний раз свидетельствует об отсутствии у движения конструктивной программы - ее просто некому разработать.
5. Участники движения готовы митинговать сутками, неделями, месяцами, жить в палатках на площади. У людей, делающих что-то реально полезное, на это просто нет времени. (Отметим, впрочем, что этот пункт актуален лишь для демократических стран, т.е. таких, где существует свободная пресса и честные выборы; там же, где со всем этим большие проблемы, подобные многодневные протестные акции действительно могут быть единственным выходом в критической ситуации.)
6. Участники движения физически неопрятны, а на месте их акций остается много мусора.
7. Рядовые участники движения не имеют собственного мнения и во всем ссылаются на вождей, a при попытке аргументированного спора с ними демонстрируют невежество и/или агрессию.
8. Участники движения активно не любят журналистов, если не уверены, что те представляют поддерживающие их СМИ.
9. Движение поддерживают антисемиты. Будь то откровенные нацисты или всевозможные "борцы за свободу Палестины". Это не значит, что единственный такой персонаж может дискредитировать хорошую идею - но кучкование таких персонажей вокруг движения, даже если они формально в него не входят, должно, по меньшей мере, настораживать. Естественно, здесь тоже нужно учитывать возможность провокаций.
При составлении данного перечня я максимально абстрагировался от собственных политических взглядов. Но в конце все же не удержусь от очевидного заключения: удивительно ли, что эти признаки наиболее характерны для левых движений?