Читайте также
Из беседы с Михаэлем Лайтманом
Ведущий: С рабовладельческим строем на Земле, как будто, давно покончено. И все же я хочу поговорить сегодня с Вами о современном рабстве. Я не имею в виду преступников, которые силой удерживают взаперти несколько человек. Я говорю о подавляющем большинстве людей – о трудящихся, жизнь которых крутится вокруг работы и зависит от нее.
Один из самых больших наших страхов – страх потерять работу. Как случилось, что мы все попали в такую зависимость?
М. Лайтман: Современная экономика зародилась примерно триста, максимум четыреста лет назад, когда появились зачатки современных технологий, а также добавленная стоимость, которую верхи могли получать в виде прибыли.
Тогда власть имущие начали выстраивать общество так, чтобы управлять им ради получения собственной прибыли. Научно-техническое развитие приносило всё новые плоды – паровую машину, электричество, радио... И сильные мира сего поняли, что при помощи всех этих изобретений можно удерживать контроль над людьми, чтобы они были послушны, как в эпоху рабовладения или средневекового феодализма, – но не с помощью силовых методов, а с помощью денег.
Для этого было необходимо, с одной стороны, дать людям какое-то образование, а с другой, – надо было удерживать каждого на его месте в созданной ими сети. Такова суть "высшей экономики", т. е., экономической идеологии верхов. Не тех экономистов, которые управляют самой сетью, состоящей из банков и прочих финансовых организаций, а тех, кто управляет ими.
Итак, стратегия понятна. Образование должно быть таким, чтобы люди не слишком много знали. Культура – такой, чтобы они не заходили чересчур далеко. В сущности, элитам нужна поп-культура с умеренным просвещением. Пускай СМИ ставят перед населением простые жизненные цели, свойственные обществу потребления, – дом, машина рядом с домом и т.п. Главное – чтобы каждый был на своем месте и делал то, что нужно верхам.
Отсюда вытекают принципы построения этого порядка, в котором, помимо средств массовой информации, задающих массам образ жизни и цели, важную роль играют международные отношения, армия, полиция и пр. Люди, сидящие наверху, выстраивают "под себя" весь мир – международные корпорации, страны, народы – так, чтобы властвовать над ними, извлекая максимальную прибыль в деньгах и власти.
Таких людей в мире немного, они держат бразды правления и смотрят на мир как на свою вотчину.
Под ними действуют властители местных масштабов, продолжающие ту же линию. А еще ниже располагаются экономисты и прочие специалисты, которые являются "солдатами" на службе у "великих" и обеспечивают реализацию их глобальных планов.
Они не видят общей картины, да и сами находятся под влиянием системы со всеми ее составляющими – телевидением, Интернетом, СМИ, средним и высшим образованием. Все эти элементы хорошо продуманы и направляют исполнителей в нужную элите сторону, позволяя немного зарабатывать и ориентироваться в отведенной им нише.
Так действует эта сеть, и до последнего времени она работала вполне исправно. Но внезапно разразился кризис. Суть его в том, что весь накопленный элитами потенциал – сила денег, военная сила, власть СМИ – начинает "утекать сквозь пальцы". Верхи пытаются остановить этот процесс, подчинить его себе, но что-то неуловимо изменилось. Экономическая сеть, накинутая на мир его теневыми властителями, перестает подчиняться.
Раньше цари делили между собой власть путем войн и соглашений. Это были времена простой силы, дробившей мир на империи и царства. Затем настало время экономики, которую верхи взяли себе на службу. Но сегодня не срабатывает ни то, ни другое. Это не кризис времен Великой депрессии, не кризис, через который прошла Россия в прошлом веке. Это кризис всей прошлой парадигмы, согласно которой людьми можно управлять силой – силой "кулака" или денег.
Вед.: Понимают ли это современные экономисты?
М. Л.: В наши дни даже элиты утратили жесткие рычаги управления – и уж тем более, их утратил "средний командный состав". Жить по-старому уже не получается. Система пробуксовывает.
Тенденция именно такова. Но, судя по тому, что они по-прежнему стараются оболванивать население через СМИ, понятно, что ни верхи, ни непосредственные исполнители на местах не поняли, что происходит. Причина этого в том, что, с одной стороны, системой пока еще движет инерционный момент, а с другой, – истина не проявила себя достаточно явно и очевидно.
В итоге, вместо того чтобы повышать культуру населения, поднимать человека на более высокий, утонченный уровень, они, наоборот, год от года его намеренно понижают.
Однако безрезультатно. Не помогают никакие уловки и ухищрения. Мы развили индустрию туризма и развлечений, создали тысячи телеканалов, чего только мы ни перепробовали, но, несмотря на расширяющийся круг возможностей, дети и взрослые чувствуют себя всё более несчастными.
Люди погружаются в отупение и равнодушие, но вместе с тем всё хуже поддаются контролю. Мы покупаем все больше товаров, но все меньше радуемся их приобретению. Люди ищут счастья, но больше не наслаждаются тем, что получают.
Становится понятным, что счастье, конечно же, зависит не от количества денег и благосостояния. Об этом свидетельствует, например, статистика по случаям депрессии и суицида в "благополучных" скандинавских странах, а также опросы населения по всему миру и многочисленные исследования психологов. Сегодня человек требует качественно нового наслаждения. Прежние стимулы на него не действуют: он не хочет, как раньше, больше «вкалывать», чтобы больше зарабатывать.
Мало того, современная промышленность заинтересована в автоматизации производства. В наше время машины и роботы могут заменить человека, практически, во всех сферах – вплоть до того, что нескольких миллионов работников будет достаточно, чтобы покрыть все нужды мира. Что же будут делать остальные? Сидеть дома?
Вед.: И к чему это может нас привести?
М. Л.: Власть имущие всегда смотрели на людей как на средство наживы, но теперь люди перестают играть эту роль в их глазах. А ведь о них еще надо заботиться: кормить, поить, учить, лечить, платить пенсию, выдумывать им занятия, чтобы заполнить досуг. Лишившись работы, они не знают, куда себя деть, и начинают сходить с ума, добавляя еще больше забот верхам.
И расчет здесь может быть очень прост: "Если я не могу извлечь из людей прибыль, то не заинтересован в их существовании". А может быть, элиты рассматривают возможность инициировать некий процесс сокращения числа жителей планеты за счет "хорошо управляемой" широкомасштабной войны, которая позволила бы им слегка "расчистить территорию" и разрешить хотя бы некоторые проблемы?
Наряду с этим, элитам необходимо всё больше оболванивать массы, загружая их нескончаемыми мелкими повседневными заботами и прочей бессмыслицей. Людей со всех сторон обносят этим забором, чтобы они удовлетворялись суррогатами. Жена, дети, дешевая культура, минимальное образование, дома отдыха, отпуска, туризм… Пусть развлекаются в специально отведенных для этого местах – у великих мира сего есть свои "площадки".
Вед.: И в чем Вы видите корень всех этих проблем?
М. Л.: Сегодня уже невозможно доставить населению Земли удовольствие, ощущение счастья или хотя бы нормальной жизни. Ведь желания людей меняются и растут, причем растут качественно. Теперь им мало "Кадиллака" вместо "Форда" и многоэтажной виллы вместо небольшого коттеджа. Человеку нужно наполнение нового качества, и с этим ничего нельзя поделать.
Вот что угрожает элитам и несет им большое беспокойство. Их собственная стратегия бумерангом возвращается наверх, подрывая возможности управления людьми.
А кроме того, элиты и сами лишились источника наслаждений – богатство не доставляет им былой радости. Миллиарды, накапливающиеся в банках, уже не могут удовлетворить их запросы. Человек остается неудовлетворенным, даже если обретает власть над всем миром. Внутри выросло желание нового типа, и в нем зияет пустота.
Хуже того: денежные капиталы сегодня превращаются в фикцию, и остается лишь золото, которое еще имеет реальную ценность. Всё остальное – большой пузырь, надутый где-то за последние пятьдесят лет, а теперь сдувающийся.
Разумеется, это далеко не все проблемы нашего времени, охватывающие весь мир – больших и малых, верхи и низы, господ и рабов.
И если взглянуть глубже, мы увидим, что дело в Программе Творения. Сама Природа растит нас эволюционным путем и ведет к некой цели. И пусть мы еще не различаем ее, эту Цель, но уже понимаем, что столкнулись с чем-то небывалым, с новой разновидностью желания.
Раньше нами управляли силой "кулака", потом – силой денег, информации, знаний. А сегодня наивысшей силой в человеческом обществе становится сила желания понять суть жизни. Природа последовательно взращивает в каждом из нас это желание, и тут никому не помогут ни психоаналитики, ни успокоительные средства, ни наркотики. Мы остаемся беспомощными перед новым желанием: ведь не наполнив его, мы не почувствуем себя счастливыми.
А между тем, именно это устремление остается доминирующим во всем человечестве и в каждом человеке: "Хочу быть счастливым!"
Крысы первыми бегут с тонущего корабля