Читайте также
Результаты выборов в Кнессет 19-го созыва, состав 33-го израильского правительства и характер длившегося полтора месяца торга лидеров партий при его формировании еще сильнее выявили все недостатки израильской политической системы и настоятельную необходимость срочного ее изменения. Слабость Нетаниягу, партия которого набрала только двадцать мандатов, когда его могут теперь шантажировать и Либерман, и Лапид, и Беннет и другие, очевидна. Еще совсем недавно Нетаниягу, по меткому определению газеты Нью-Йорк Таймс, называли королем, и вдруг в результате последних выборов он из короля превратился в первого среди равных. В такой ситуации премьер-министр, тем более, когда это Биби, не может принимать серьезные решения, он полностью во власти обстоятельств.
Выборы в Кнессет 2013 года отчетливо показали закат двух старых и самых больших в прошлом израильских партий – Авода и Ликуд. В то время, когда все более осознается необходимость, чтобы и в Израиле были, как, например, в США и в Великобритании, две большие и сильные политические структуры, обе эти партии значительно себя дискредитировали и потеряли необходимую популярность. Общество ждет новых политиков, новых партий и новую политическую систему. У нас действует английская система, когда министры являются политическими назначенцами, и поэтому они не обязательно должны быть специалистами той отрасли, которой назначены руководить. В Англии такая система работает достаточно эффективно, потому, что там за многие десятилетия сложились устойчивые политические партии и механизмы отбора политических кадров. А нам, видимо, их система политических назначений на министерские посты не подходит. Если в первые десятилетия создания государства такая политическая система еще как-то была оправдана и как-то работала, то в последние годы вред от политических назначений некомпетентных министров становится все более очевидным.
То, что в новом правительстве министром финансов стал человек без экономического образования, не имеющий опыта ни в экономической, ни в финансовой области и новичок как в Кнессете, так и вообще в политике, по-моему, просто скандал и абсурд. Яир Лапид без всякого подготовительного периода в качестве рядового депутата или рядового члена финансовой комиссии вдруг оказался на самой вершине управления израильской экономикой. Разве это не опасно, и разве это не “пахнет” авантюрой? Штайниц тоже не был экономистом, но, во-первых, мы еще не знаем, сколько вреда из-за своей некомпетентности этот доктор философии, может быть, причинил израильской экономике, а во-вторых, на самом деле министром финансов был Нетаниягу, который ранее уже занимал этот пост. А кто будет ежедневно помогать-поправлять-опекать Лапида? И о его административных способностях мы тоже ничего не знаем, так как он не руководил в прошлом даже маленьким коллективом. Как же можно доверять ему министерство финансов? Говорят, что это не страшно, Лапид умный парень, и он сможет научиться. Но извините, по-моему, совершенно несерьезно проводить такие эксперименты – получится у него или не получится - над экономикой страны, учиться нужно до того. Министерством, тем более, министерством финансов должен руководить знающий и опытный человек, и в серьезной политической партии должны быть такие люди.
Отсутствие ответственности новых политиков просто поражает. Создается впечатление, что они готовы занять любой пост, возглавить любое министерство, совершенно не заботясь о том, готовы ли они к этому, не причинят ли они этим вред государству. Так, Нафтали Беннет назначен министром экономики, торговли, религиозных дел и по делам Иерусалима. Кроме того, тот же Беннет получил должность главы межминистерской комиссии по борьбе с дороговизной, монополиями и за увеличение конкуренции в хозяйстве. Он же возглавит и комиссию по продвижению равенства в распределении обязанностей в обществе. Вот уж действительно нахапал! Есть ли у этого “брата”, как его называет Лапид, совесть? А если бы Биби по своей слабости дал бы ему еще несколько министерств, неужели этот молодой авантюрист подмял бы под себя, не моргнув глазом, все, что упадет в руки? Ведь все эти должности не значки и не ордена на пиджаке, каждая такая должность - это тяжелая работа и огромная ответственность. Что же Беннет думает, что всю эту работу за него будет делать кто-то другой, или он думает выполнять все “левой рукой”? Ведь физически никак нельзя нормально исполнять все захваченные, благодаря удачному союзу с “братом” Лапидом, должности. Разве Беннет в прошлом уже был министром экономики или министром торговли? Для того, чтобы только мало-мальски войти в дела этих двух министерств новому человеку нужно много и серьезно работать, а Беннету нужно дополнительно быть и министром религиозных дел, и министром по делам Иерусалима и возглавлять еще две важные комиссии.
Видимо не работать приходят в министерства наши политики, а для увеличения своего влияния и удовлетворения раздутого честолюбия. О деле, об эффективности и работоспособности министерств никто и не думает. Примером может служить разодранный на части израильский МИД, это сделано для удовлетворения честолюбия новых министров, ведь каждый из них не хочет упасть в грязь и, поэтому, стремится принять на свою грудь побольше значков-министерств. Как будто дело происходит на барахолке и министерские портфели перекладываются из одной корзины в другую, в зависимости от того, как удачно торгуется покупатель с продавцом. Вдруг обнаружилось, что израильскому министру не нужны ни образование, ни знание, ни опыт. Нужно только быть неглупым парнем, обладать напористостью и обещать, обещать, обещать.
Однако, у каждой медали есть две стороны, и наличие в правительстве таких молодых и честолюбивых политиков, как Лапид и Беннет, внушает некоторый оптимизм и надежду на серьезные реформы. Они обязались работать над решением таких важных для израильского общества проблем, как равенство обязанностей, призыв в армию ортодоксальной молодежи, борьба с дороговизной жизни и коррупцией, изменение политической системы. Обо всем этом говорили и до них, но раньше при возникновении первых трудностей о необходимых реформах быстро забывали и мало что реально делалось. Сейчас же появилась надежда, что Лапид и Беннет приложат все усилия выполнить свои обещания, ведь от этого зависит их будущая политическая карьера.
Как оказалось, количество министров по требованию Лапида действительно сократили до двадцати двух, но количество министерств почему-то осталось прежним. Лапид и Нетаниягу просто обманули избирателей. Если остались министерства, значит, сохранились десятки высокооплачиваемых должностей и немалый штат сотрудников, ведь убрали только должности министров. Лишний раз подтвердилось, что нет простых и быстрых решений. Сократили только верхушки “айсбергов”- министерств, оставив без изменения их раздутые “тела”, которые теперь вешают пачками на каждого министра. Чего же стоит и кому нужна такая реформа?
33-е израильское правительство получилось, как никогда ранее, очень однородным, состоящим из правых и центристских партий, в этом правительстве нет ни левых партий, ни харедим. Но с другой стороны, в правительстве у блока Ликуд-Бейтейну нет настоящих союзников и партнеров, это правительство состоит только из соперников и вынужденных попутчиков, которые будут тянуть в разные стороны, так как партии этой коалиции имеют на самом деле совершенно разные цели. Если Ципи Ливни стремится к мирным переговорам с палестинцами, то партия Беннета, наоборот, противится переговорам и стремится сохранить сложившееся положение в израильско-палестинских отношениях. Если Лапид ставит своей задачей сократить расходы на поселенцев, то партия “Еврейский дом” стремится их увеличить. В этом правительстве все будут враждовать со всеми, и даже внутри правящего блока, если он сохранится, Ликуд будет соперничать и конфликтовать с НДИ, которая захватила больше министерских портфелей, чем ей полагалось.
Теперь стало ясно, что настоящим победителем последних выборов является совсем не Лапид, который очень скоро может превратиться в очередного “мальчика для битья”, а поселенцы. Поселенцы уже давно во многом определяют политику израильского государства, но раньше они оставались больше в тени. Теперь они “вышли на свет”, на авансцену, их представители будут руководить важнейшими министерствами. Лапид пришелся как нельзя кстати и сильно подсобил поселенческому движению, и “браток” Беннет удачно его использовал для усиления своей партии. Вместе со значительно усилившейся в партии Ликуд крайне правой фракцией, резкое усиление партии “Еврейский дом” обеспечивает поселенцам такое большое влияние, как никогда раньше. Сочетание таких “ястребов” Ликуда, как новый министр обороны Буги Аялон и его заместитель Дани Данон, говорит о том, что теперь и министерство обороны поселенцы взяли в свои руки. Дани Данон уже успел заявить, что нужно усилить поселенцев, а мирный процесс с палестинцами даже не виден на горизонте.
Несмотря на такой успех, Беннет одновременно совершил и непростительную ошибку. В результате его союза с Лапидом харедим, которые считаются естественными союзниками правых партий и партии Ликуд в частности, стали неестественными союзниками партии Авода, т.е. перешли в левый лагерь. Харедим сильно обижены не столько на Нетаниягу и Лапида, сколько на возглавляемую Беннетом партию. Такого предательства, такой беспринципности и такого политиканства со стороны лидеров партии “Еврейский дом” они не ожидали. Ответный “удар” харедим по поселенцам - это только дело времени. Суть не в том, что харедим оказались в оппозиции, а в том, что правый лагерь и поселенцы теперь потеряли их поддержку, и соотношение сил в израильском обществе, кажется, совершенно неожиданно изменилось в пользу левых. Получив временную тактическую победу и временное преимущество, Беннет сильно ослабил правый лагерь в будущем. Без поддержки харедим, учитывая их дисциплинированность на выборах, правый лагерь становятся значительно слабее. На следующих выборах левоцентристский лагерь получает хороший шанс победить.
В такой ситуации неизвестно, кто выиграл на самом деле – победители или проигравшие. Оппозиция обещает быть очень воинственной, Шели Яхимович - лидер оппозиции будет “раздирать на части” и Нетаниягу, и Бенета, и Лапида, и Ливни. Она сделает все, чтобы серьезно осложнить жизнь победителей. И обиженные ортодоксальные партии во главе с ШАС подольют масло в огонь. А впереди еще такое серьезное препятствие, как утверждение бюджета. Будет еще та драчка и внутри самой партии Ликуд(между ее правым крылом и возглавляемой Нетаниягу более умеренной частью), и внутри блока Ликуд-НДИ, и между партиями внутри коалиции, и между коалицией и оппозицией. Похоже, что у сформированного с таким трудом правительства Нетаниягу нет больших шансов просуществовать долго. Нам и раньше не давали скучать, но теперь будет еще веселей.