Читайте также
Ученые нашли причину современных экономических потрясений – люди слишком долго живут
Оказывается, экономисты напрасно ломали копья и головы в поисках причин современных кризисов. Все предельно просто, считают демографы. Продолжительность жизни после 1900 года росла невероятно быстрыми темпами. Это привело к тому, что развитые экономики сейчас не готовы содержать так много стариков и так долго.Ученые Института демографических исследований общества Макса Планка в Ростоке утверждают, что еще никогда в истории человечества продолжительность жизни не увеличивалась такими быстрыми темпами, как в XX веке. Им даже удалось вывести формулу, согласно которой 72 года сейчас можно смело приравнивать к прежним 30 годам. То есть медицина и здравоохранение позволяют нам сейчас в 70 с лишним лет быть более здоровыми, чем наши предки, когда они только переваливали на четвертый десяток лет.
Прогресс в снижении рисков смерти во всех возрастных группах в прошлом веке был таким стремительным, что темпы роста продолжительности жизни в последнее столетие намного опередили рост продолжительности в 200 предыдущих тысячелетий, то есть с тех пор, как гоминиды начали постепенно превращаться в современного человека.
Росту продолжительности жизни, конечно, следует только радоваться. Но с экономической точки зрения он таит в себе и некоторые опасности: развитые страны оказались не готовы к тому, что придется содержать так долго и так много стариков.
Результаты исследования немецких ученых опубликованы в авторитетном журнале «Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов». Объектами исследовании были шведы и японцы, жители двух стран, имеющих сегодня наивысшую продолжительность жизни, а также охотники-собиратели, немногочисленные группы которых можно найти даже сейчас в труднопроходимых джунглях почти на всех континентах.
Немецкие ученые проанализировали широкий спектр характеристик и пришли к выводу, что представители отдельных племен охотников-собирателей в Австралии, Африке, Южной Америке и на Филиппинах имеют в 30 лет столько же шансов умереть, сколько японцы в 72 года. Несмотря на то что за окном XXI век, по уровню смертности охотники-собиратели сейчас ближе к шимпанзе, чем к жителям Швеции или Японии.
Сотрудники Института Макса Планка не стали даже пытаться ответить на вопрос, до скольких лет могут сейчас жить люди. Вместо этого они поставили конкретную задачу – выяснить, как со временем менялись уровни смертности в разных возрастных группах. Они воспользовались данными по продолжительности жизни шимпанзе, живущих в неволе, для подсчета предполагаемой продолжительности жизни гоминидов. Представление о продолжительности жизни современных людей на раннем этапе их развития можно было получить при помощи изучения племен современных охотников-собирателей, образ жизни которых не меняется столетиями.
Исследование принесло немало удивительных результатов. Скорость роста продолжительности жизни человека в естественных условиях оказалась даже выше той, что удалось достигнуть ученым, когда они скрещивали живые организмы, например плодовых мушек дрозофил, для выведения генетически измененных особей с увеличенной продолжительностью жизни. Эти эксперименты дали очень обнадеживающие результаты, но все же рост продолжительности жизни у людей, в основе которого не лежат изменения в генах, оказался значительно сильнее.
Причин для столь быстрого роста продолжительности жизни немало. Конечно, он не случайно совпал с изобретением антибиотиков и вакцин, огромным повышением производительности труда в сельском хозяйстве, позволившим решить многие проблемы с продовольствием; существенным прогрессом в очистке питьевой воды и т.д.
Ежегодно по три месяца
Цифры производят впечатление. Наибольшие изменения в снижении смертности произошли у новорожденных. Сейчас в развитых странах шансы выжить у них в 200-300 раз выше, чем у младенцев 100-150 лет назад. С 40-х годов XIX века продолжительность жизни младенцев в развитых западных странах росла примерно на три месяца в год.
Примерно до 15 лет уровень смертности у охотников-собирателей более чем в 100 раз выше, чем у их сверстников в современной Швеции и Японии. Риск умереть для них гораздо выше – в 10 раз – и в течение дальнейшей жизни.
Наибольшее снижение уровня смертности произошло после 1900 года. Его плодами смогли воспользоваться представители лишь четырех из 8000 поколений людей.
Уровни смертности охотников-собирателей и шведов были намного ближе в 1900 году, чем сегодня. Например, ожидаемая вероятность того, что 65-летний охотник-собиратель умрет в течение года составляет сейчас примерно 5,3%, а для 65-летнего японца – около 0,8%.
Вероятность смерти в течение года для 15-летнего охотника-собирателя составляет 1,3%. Шведы достигают такой же вероятности к 69 годам.
Чем дальше, тем труднее
Исследование немецких ученых наверняка вызовет очередной всплеск споров о долголетии. Поскольку рост продолжительности жизни длился все прошлое столетие, некоторые ученые считают, что эта тенденция продолжится и в дальнейшем и что человечество скоро достигнет продолжительности жизни в 85, 90 и даже 100 лет.
Их оппоненты и среди них известный эволюционный антрополог Майкл Гурвен из университета Калифорнии, что в Санта-Барбаре, полагают, что будущее непредсказуемо. Логика в этом аргументе есть, потому что человечество добилось наибольших достижений среди новорожденных и маленьких детей.
После 70 лет повысить выживаемость становится труднее, и разница между разными группами людей существенно снижается.
«Это как бы подразумевает, что в организм человека встроен особый механизм, – рассуждает Гурвен. – Можно избавиться от множества устранимых источников смертности. Можно очистить, например, воду, избавиться от десятков болезней и т.д. Но даже если сделать все это, в конце жизни понизить смертность все равно окажется крайне трудно».