Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Мнения

А
А

"Титаник" Биньямина Нетаниягу

Несмотря ни на что "корабль" Нетаниягу плывет. Как долго он протянет, не знает никто, даже его капитан, потому что "айсберги" в нашем политическом море, встречаются значительно чаще, чем на пути "Титаника".

Юрий Бочаров
03.11.2011
Источник:mnenia.zahav.ru
Zahav.ru

Читайте также

Правительство под руководством Биньямина Нетаниягу, в которое входят шесть партии с фактически диаметральной идеологией, без особых потрясений завершает третий год правления. И более чем уверенно движется к тому, чтобы завершить свою каденцию в установленный законом четырехлетний срок. По израильским меркам - это большой успех, так как за последние двадцать лет ни одно правительство (ни правое, ни левое) не досидело до конца каденции. В чем же успех сегодняшнего Биби, и чем он отличается от Биби 90-х годов?

Первая каденция

В свое время (1996- 1999 годы) Биньямин Нетаниягу уже был главой правительства. Тогда в Израиле, впервые в истории государства, были проведены прямые выборы премьер-министра. Несмотря на все опросы общественного мнения, предрекающие победу Шимону Пересу, победил Нетаниягу. Однако, возглавляемый им "Ликуд" проиграл выборы "Аводе" и Нетаниягу пришлось формировать коалиционное правительство с участием религиозных и мелких партий, готовых поддержать его, исходя из личных и электоральных предпочтений. В результате коалиция, а вместе с ней и правительство, было более чем лоскутным, состоящим из 7 партий с диаметрально противоположными потребностями, регулярно шантажировавших премьера коалиционным кризисом, выбивая дополнительные бюджетные вливания и различные льготы для своего электората.

В этот период Нетаниягу многое делал, пытаясь заключить мирный договор с палестинцами. Он пошел на ряд "болезненных" территориальных уступок, подписал договор с Ясиром Арафатом - соглашение "Вай Плантейшн". Но это было слишком мало для палестинцев и слишком "много" для большинства членов его собственной партии. В результате разногласий в "Ликуде" и непомерно возросших аппетитов религиозных партий начались проблемы с утверждением государственного бюджета, которые вылились в вотум недоверия к правительству и привели к досрочным выборам.

Досрочные выборы, состоявшиеся в мае 1999 года, Нетаниягу с треском проиграл новому лидеру партии "Авода" Эхуду Бараку. На тот момент это было самое крупное поражение "Ликуда" за всю его историю. Партия "упала" с 32-х до 19 мандатов , после чего Нетаниягу, признав личную вину за поражение, объявил о своем уходе из политики.

Вторая и последующие попытки

После ухода в отставку он работал в качестве бизнес-консультанта, выступал с лекциями по всему миру. При этом Нетаниягу, пытаясь играть роль обеспокоенного гражданина, активно высказывался по поводу любых спорных шагов его преемника на посту премьер-министра.

Правительство Эхуда Барака начало переговоры с палестинцами об окончательной фазе урегулирования ближневосточного конфликта, которые, в итоге, результатов не принесли, хотя Эхуд Барак предлагал палестинской стороне существенные уступки, вплоть до раздела Иерусалима. Провал переговоров привел к обострению интифады и развалу правительственной коалиции, в результате чего в 2001 году правительство "Аводы" пало. В этот момент Нетаниягу предпринял попытку вернуться в политику, но обусловил свое участие в выборах тем, чтобы вместе с прямыми выборами премьер-министра были и выборы в Кнессет, однако не нашел поддержки, в первую очередь со стороны партии ШАС, боявшихся потерять свой фракционный вес.

В итоге Нетаниягу отказался от участия в выборах, а лидером "Ликуда" и главой правительства стал Ариэль Шарон, которому, не смотря на сложную ситуацию в стране, удалось сформировать правительство национального единства. Новое правительство в составе 27 министров стало крупнейшим за всю историю государства. Однако уже через год, в октябре 2002-го, партия "Авода" вышла из коалиции из-за разногласий, связанных с государственным бюджетом, в результате чего Шарон был вынужден объявить о досрочных выборах в Кнессет.

Нетаниягу вновь решил вернуться в политику и участвовал в выборах главы "Ликуда", но проиграл их. В конце января 2003 года состоялись досрочные парламентские выборы, на которых теперь уже "Ликуд" одержал убедительную победу, в то время как "Авода" потерпела сокрушительное поражение. Шарон назначил Нетаниягу министром иностранных дел в 2002 году, а затем, после выборов в 2003 году - министром финансов.

В августе 2005 года, накануне начала выполнения плана размежевания, Нетаниягу в знак протеста ушел из правительства. Этот план привел не только к внутрипартийным разногласиям, но и расколу в израильском обществе. Создание внутрипартийной оппозиции под руководством Нетаниягу привело к выходу Ариэля Шарона и ряда его сторонников из партии и созданию новой центристской "Кадимы".

В принципе, раскол в "Ликуде" из-за внутренних противоречий, парализующих решения ее лидера, спровоцировал сам ее председатель - Шарон. В тот период члены центра партии имели огромные полномочия в деле формирования правительства и использовали эти права по принципу восточного базара - кто больше даст или пообещает, тот и будет министром. Данные полномочия в дальнейшем привели к тому, что ряду активистов партии, депутатам и министрам были предъявлены обвинения в коррупции и подкупе избирателей.

После ухода Шарона Нетаниягу легко одерживает победу на внутренних выборах в "Ликуде" и вновь становится кандидатом на пост премьер-министра. На внеочередных выборах 2006 году Ариэля Шарона разбивает инсульт и он впадает в кому. Тем не менее, партия "Кадима" уже под руководством Эхуда Ольмерта, одерживает убедительную победу, а "Ликуд" получает всего 12 мест и отказывается вступить в коалицию. И хотя партия показала худший результат за всю свою историю, в этот раз Нетаниягу не признал своей ошибки за провал, а возглавил борьбу за строительство нового "Ликуда".

В 2008 года началось полицейское расследование против премьер-министра Эхуда Ольмерта, в результате чего в партии "Кадима" прошли внутренние выборы, в которых он не принимал участие. Председателем партии была избрана Ципи Ливни. Эхуд Ольмерт объявил, что подаст в отставку с поста премьер-министра, если Ципи Ливни в качестве нового лидера партии, сможет сформировать правительство. Однако все ее попытки натолкнулись на сопротивление религиозных партий, в результате чего было принято решение о досрочных выборах.

На парламентских выборах 10 февраля 2009 года "Ликуд", возглавляемый Биньямином Нетаниягу, заняла 2-е место после "Кадимы", получив 27 мест в парламенте. Однако, "Кадиме" уже под руководством Ципи Ливни, получившей всего на один мандат больше, вновь не удалось сформировать правительство. Поэтому президент страны поручил сделать это Нетаниягу. Правительство, сформированное им, стало самых крупных в истории Израиля и включает 30 министров. На момент формирования коалиция имела 74 мандата из 120, что позволяло ей без проблем проводить собственную политику. И вот уже три года коалиция Нетаниягу управляет страной.Однако, прежде, чем попытаться объяснить феномен ее непотопляемости, нужно разобраться с вопросом - на основании чего, вернее, кого коалиция держится у власти. Как мы видим, там 74 депутата и более половины из них являются членами правительства.

Министр - все для партии и благодаря партии

Израильский министр, не совсем укладывается в общепринятое понятие "министр". Ведь у нас эти посты даются не за заслуги в какой-либо отрасли знаний, не за предыдущий опыт в управлении народным хозяйством, а в виде политической "взятки", за вступление в коалицию партии или политика. Поэтому все министры воспринимают свое назначение как личный политический успех, как очередную ступеньку в своей политической карьере. Естественно, что на следующий день после назначения все министры возвращаются к своей основной деятельности, то есть к политике и руководят своими министерствами только на основе своей или партийной ориентации. Министры рассматривают свою работу только через призму политической карьеры, и большинство принимаемых ими решений направлено на усиление собственной политической власти - в партии и в целом по стране.Отцы-основатели государства, видимо, понимая, что все министры будут политическими назначенцами, приняли закон, "защищающий" министерство от политических игр его главы. Именно поэтому любой, вновь назначенный, министр может поменять в своем министерстве только 7 человек. Вернее, привести с собой: генерального директора, начальника своей канцелярии и пять советников. Вот и все! Уволить или передвинуть других чиновников министерства ему теоретически, конечно, можно, но очень трудно. Но, с другой стороны, именно это позволяет министерству вести хоть какую-то единую политику и дорабатывать все ранее утвержденные проекты.

Правда, на чем может отыграться вновь избранный министр, так это на всех новых назначениях и тендерах. Тут уж он смеет не упустить своего. И на этом поприще есть свои рекордсмены. Как-то, один из министров, не подумав, похвастался на съезде центра партии, что он лично трудоустроил во вверенном ему министерстве почти 80 соратников(!). Однако, вместо "спасибо", "товарищи" по партии тут же настучали государственному контролеру и уголовное дело, тянувшееся более двух лет, вынудило уйти его в отставку.

Основа коалиции – восточный базар

Придя к власти в 2009 году, Биньямин Нетаниягу столкнулся с непомерно возросшими аппетитами, как своей партии, так и партнеров по коалиционным переговорам. Однако он хорошо усвоил уроки прошлых лет – "любая коалиция основана на принципах восточного базара". Здесь все торгуются до конца и по любому поводу, при этом и покупатель и продавец изначально пытаются кинуть друг друга. У каждой фракции есть только электоральные предпочтения, которые могут идти вразрез с интересами государства. Но самый главный принцип восточного базара - при наличии денег можно выторговать любой товар. Усвоив этот постулат, Биньямин Нетаниягу решил стать самым щедрым премьер–министром и создал ряд дополнительных министерств, не отвечающих ни за что, а также добавил должности заместителей министров. В итоге, из 74 депутата Кнессета, что вошли в составе 6 партий в коалицию, 30 возглавили министерства, 9 стали заместителями министров и 12 возглавили различные комиссии Кнессета. Фактически три четверти депутатов оказались дополнительно "пристроены". Но это было только начало торга. В дальнейшем каждая партия, начала выбивать дополнительные бюджеты для "своих" министерств, включая проведение электоральных законов и секторальных льгот. За все эти "льготы" была только одна цена - жесткая коалиционная дисциплина.

В результате, создав крепкую коалицию, Биньямин Нетаниягу сразу предпринял ряд шагов, убирающих такие подводные камни, как утверждение годового бюджета, на котором "упали" практически все предыдущие правительства. Он предложил "упорядочить" работу посредством принятие двухгодичного бюджета. Данное решение прошло на "ура" и, начиная с 2009 года, Израиль, впервые в своей истории, начал работать по двухгодичному плану. Повторно такой бюджет был также утвержден в конце 2010 года (обычно "успевали" утвердить лишь в конце первого квартала следующего года), что позволило коалиции избежать кризиса до конца 2012 года.

В начале 2011 года в связи с кризисом в "Аводе" ее лидер Эхуд Барак, оставшись в меньшинстве, объявил о выходе из партии и создал вместе с четырьмя членами Кнессета новую фракцию "Ацмаут" . Ради сохранения коалиции Нетаниягу оставил Бараку практически все министерские посты, что имела партия до раскола, в результате чего у фракции из пяти депутатов – четыре министерских портфеля. Благодаря такой щедрости, коалиция имеет 66 депутатов, что позволяет ей снова быть непотопляемой.

Хотя в течение 2010-2011 годов были еще коалиционные потрясения, в основном, связанные с мирным процессом, религиозными притязаниями и секторальными требованиями то религиозных партий, то НДИ, премьер-министр знал, что в итоге судьбу спора решат новые бюджетные вливания. Принцип восточного базара стал основой незыблемости коалиции. Партнеры поддерживают данный принцип, понимая, что лучше в "сытой" коалиции забыть большинство своих предвыборных лозунгов, чем быть принципиальным слугой народа, но без народных денег. Практически при любом кризисе все лидеры фракций, входящих в коалицию, сразу заявляют, что они не хотят разваливать коалицию, а только требуют "справедливого" отношения к своему электорату.

Вот почему прокатившиеся по стране массовые демонстрации протеста, связанные с большинством социальных вопросов, таких как дороговизна жизни, жилья, налог на горючее, бюджетный дефицит, практически никак не отразились на коалиционной сплоченности.

Дополнительно к своей новой экономической стратегии, Нетаниягу выработал и такую же внешнеполитическую. Он старается не делать в отношении палестинцев или Турции ничего, что не понравилось бы его избирателям, пошло бы в разрез с его идеологией или испортило бы отношения с его ключевым партнером по коалиции - Либерманом.

Фактически сегодня коалицию не могут развалить никакие бюджетные потрясения, никакие секторальные требования, ни, тем более, разрозненные и беззубые действия оппозиции. Единственной угрозой может служить либо "мирный процесс", либо уголовное дело против Авигдора Либермана, либо внутренние проблемы партии ШАС. Это основные принципы и проблемы ныне действующей коалиции .

Несмотря ни на что "корабль" Нетаниягу плывет. Как долго он протянет, не знает никто, даже его капитан, потому что "айсберги" в нашем политическом море, встречаются значительно чаще, чем на пути "Титаника". Так что пойти на дно сегодняшняя "непотопляемая" коалиции, может значительно быстрее, чем легендарный корабль. Вот только когда это произойдет, не знает никто.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке