Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Е. Сатановский: «Норд-Ост» организовал саудовский принц

На самом деле, есть еще и третья, куда менее известная версия подноготной теракта. Ее озвучил «Свободной прессе» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

28.10.2011
Zahav.ru

Читайте также

Девять лет назад, 26 октября 2002 года, был разыгран трагический финал «Норд-Оста» – крупнейшего теракта в Москве. Тремя днями ранее здание театрального центра на Дубровке захватил отряд чеченских боевиков (32 бойца, плюс 18 шахидок-смертниц) под руководством Мовсара Бараева. В заложниках оказались 916 зрителей.

На рассвете 26 октября, примерно в 5:00 утра по мск погасли прожекторы, которые освещали главный вход в ДК. Через вентиляцию стали закачивать в здание усыпляющий газ – по версиям экспертов, это могло быть боевое вещество на основе фентанила. После этого в зал ворвались бойцы подразделений «Альфа» и «Вымпел» Центра специального назначения ФСБ.

Все до единого террористы были уничтожены в ходе штурма. Хотя чеченцы находились в бессознательном состоянии, не оказывали сопротивления и, наверное, могли рассказать немало интересного об организации теракта. Один из следователей, осматривающих здание ДК сразу после штурма, рассказывал, что сортир ДК был залит кровью, а стены выщерблены пулями. Следователь отказался делать какие-либо выводы, но напомнил, что в свое время, в 1999 году, Владимир Путин пообещал «мочить террористов в сортире».

Но главное – от газа погибли 130 заложников, в том числе 10 детей. Из них только 5 человек были застрелены до штурма, остальные скончались уже после освобождения. Их, находящихся без сознания, выносили из ДК на руках бойцы МЧС, и штабелями складывали в автобусы лицом вверх. Многих отравившихся газом рвало. Грубо говоря, большинство погибших захлебнулись блевотиной.

До последнего времени ходило две версии об истинной подоплеке событий в «Норд-Осте».

Первая – что решение штурмовать «Норд-Ост» было политическим. Штурм начали наспех, чтобы успеть до начала Всемирного конгресса чеченского народа, который открывался в Дании. Конгресс, якобы, готов был гарантировать жизнь заложникам, в обмен на решение вопроса о политическом статусе Ичкерии, что аннулировало бы итоги Второй чеченской войны. Это объясняет и спешку в подготовке штурма, и факт, что террористы не пытались взорвать заложников (убийство повредило бы репутации правительства Ичкерии), и то, что бесчувственных террористов расстреляли на месте.

Вторая – версия ныне покойной Анны Политковской. В двух своих публикациях в «Новой газете» она писала, что теракт «Норд-Ост» «…был управляем. По крайней мере, одной из отечественных спецслужб».

«Как отряд Бараева вообще пришел в Москву? Как шла подготовка теракта в Москве? Кто был контактером Теркибаева (предполагаемый агент спецслужб, внедренный в отряд Мовсара Бараева; погиб в автокатастрофе в Чечне сразу после того, как дал интервью «Новой», – «СП») в спецслужбах? И в какой из спецслужб? Почему был штурм? А переговоры, которые могли бы принести успех — освобождение заложников, прекратили? Кто посредничал в принятии такого рода преступных решений?

Если все эти вопросы свести к какому-то знаменателю — то они о том, что мы все предполагаем, но точно не знаем: о схеме управления терактом, где Бараев был марионеткой, а шахидки в черном — и вовсе подставками под бомбы»,– писала Политковская.

Казалось бы, добавить к этому нечего. На самом деле, есть еще и третья, куда менее известная версия подноготной теракта. Ее озвучил «Свободной прессе» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

«СП»: – Евгений Янович, кто, на ваш взгляд, стоит за терактом «Норд-Ост»?

– И за «Норд-Остом», и за терактом 11 сентября стоит конкретный человек – саудовский принц Турки Аль-Фейсал. Он – создатель и куратор Аль-Каиды, создатель саудовских мухарабатов (служб безопасности). Это человек, который отвечал за всю войну против нас в Афганистане, и организовывал формирования «афганских арабов» (интербригады, – «СП») из людей, которых тысячами перевозили в Афганистан на «круизы джихада» – под контроль местных лагерей джихадистов, в том числе, Бен Ладена.

Турки Аль-Фейсал потом отвечал за перенаправление «афганских арабов» по всему свету. Например, в Чечню, и на Балканы во время распада Югославии. Это ровно тот человек, который отвечает за теракт 11 сентября. Не случайно, его за месяц до теракта его сняли, во избежание скандала с Соединенными Штатами, с поста руководителя саудовской разведки «Аль-Истахбарат». Надо заметить, с большим юмором Аль-Фейсала назначили потом послом Саудовской Аравии в Америке. Он был послом в Америке, в Великобритании…

Так вот, в те дни, когда у нас был теракт на Дубровке, Турки Аль-Фейсал находился в Москве. И знаменитая фраза Владимира Путина, адресованная Джорджу Бушу, что не Ирак надо громить с Аль-Каидой, а обратить внимание на Саудовскую Аравию – это результат того самого визита Турки Аль-Фейсала. С моей личной точки зрения, этот визит являлся своеобразным экзаменом, который сдавали Аль-Фейсалу ученики его учеников.

«СП»: – Под учениками его учеников вы имеете в виду Мовсара Бараева?

- Да. Отдельная тема – чего хотел Турки Аль-Фейсал, что он предлагал. Полагал ли он операцию в «Норд-Осте» неким давлением на Россию, или хотел некого размена, в ходе которого он выступил бы героем в белом фраке, и всех спас, и тут-то бы все ему на шею повесились – тоже отдельная тема. Но вспоминая о терактах 11 сентября и «Норд-Осте», я говорю: большой привет России и Америке от Турки Аль-Фейсала.

«СП»: – Мы еще вернемся к этому моменту. В чем глобальные интересы Турки Аль-Фейсала?

– Аль-Фейсал как-то высказался: если у Ирана будет атомная бомба, Саудовская Аравия безусловно будет действовать в том же направлении.

Понятно, он не имел в виду, что гениальные математики и физики Саудовской Аравии сейчас изобретут атомную бомбу. Он имел в виду переправку ядерного комплекса Пакистана – полностью или частично – на саудовскую территорию. О чем еще во времена пакистанского лидера Мухаммеда Зия-уль-Хака были соответствующие договоренности. Недаром пакистанское ядерное оружие называют «саудовской бомбой».

Кстати, большой вопрос в этой ситуации – одинок ли был отец атомной бомбы Пакистана Абдул Кадыр Хан в своем так называемом «заговоре Хана», когда ядерные технологии и оборудование расходились по всему исламскому миру, или у него были еще и определенные договоренности с саудовцами.

«СП»: – А теперь: что интересовало Турки Аль-Фейсала, когда он приезжал в Москву?

– Некоторые российские оборонные предприятия и российская атомная промышленность – насколько я могу судить. Это мое личное мнение, подтверждать которое фамилиями источников я не буду.

«СП»: – А размены какие он мог предложить?

– Мало ли что могут предложить богатые саудовцы! Это мог быть инвестиционный размен. Или урегулирование вопросов, связанных с тем, что «джихад у нас (у Саудовской Аравии, – «СП») под контролем». Словом, хинди руси бхай бхай (на хинди — «индийцы и русские — братья», – «СП»), только в саудовском варианте.

Это старая схема рэкетиров: наезд – откат. На вас наехали – а мы сейчас все разведем, все будет хорошо. С американцами это действует – почему это не должно было подействовать с нами?!

«СП»: – Подействовало?

– Не очень. Но наши саудовские братья сказали себе: хорошо, еще не вечер.

«СП»: – В этой схеме не отводилось места Ичкерии как самостоятельному государству?

– Ичкерия как самостоятельное государство интересовало Саудовскую Аравию в последнюю очередь. Их интересовал чистый салафитский ислам (салафия – направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, выступающих с призывом ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков, – «СП»). Покойный Ахмад-хаджи Кадыров в свое время повернулся к этим людям на 180 градусов, а его сын Рамзан до сих пор говорит о них, как о шайтанах, которых надо убивать. Все все потому, что Кадыровы встретились с этими людьми и поняли: у Ичкерии не будет никакой самостоятельности, а будет взятие за глотку, и ислам в том виде, в котором скажут из Эр-Рияда (столица Саудовской Аравии, – «СП»).

Этот порядок ничем не отличается от анклавов салафитов в Боснии, в сегодняшней Ливии. Саудовцы распространяют салафизм, где могут. Сейчас они занимаются арабским миром – это проект, который занимает все их силы, деньги и кадры. У них, что называется, поперло: светские режимы зачищают один за другим. Дальше надо будет зачищать президента Сирии Башар аль-Ассада – он не только светский, но и, что хуже, союзник Ирана: а там схватка близится.

Но когда режимы зачистят и схватка с Ираном пройдет благополучно, саудовцы снова вспомнят про нас. В этом никто не сомневается.

«СП»: – Значит, возможен новый «Норд-Ост»?

– После 11 сентября саудовцы перестали всерьез бить по Америке на ее территории. Они поняли, что есть гораздо более эффективные и дешевые методы – бить американцев на афганской и иракской территориях. Очень характерно, что против Аль-Каиды, как против заблудшей секты, саудовцы всерьез работают исключительно в случаях, когда она работает против саудовского режима. В остальных случаях Аль-Каиде не мешают.

Это видно по Йемену. Там мы имеем финансовую подпитку со стороны Саудовской Аравии шейха Зиндани, подпитку шейха Тарика аль-Фадли. Саудовцы работают с Аль-Каидой в Судане и Сомали, с Аль-Каидой Магриба в глубинке сахеля, с Аль-Каидой исламского эмирата Дерна на востоке Ливии. За всем этим торчат катарские и саудовские «уши». А раз саудовские – значит, это наш добрый знакомый принц Турки Аль-Фейсал. Естественно, не в одиночку.

«СП»: – Вернемся к «Норд-Осту». Вы как-то говорили, что считаете правильными действия наших силовиков при штурме ДК. Почему, ведь погибло много заложников?

– Я исхожу из разговоров с людьми, которые были в здании ДК и извлекали оттуда заложников, из разговора на эту тему с Лужковым – который много чего знал.

С точки зрения силовой операции, штурм в «Норд-Осте» проведен идеально. Я исхожу здесь еще и из высказываний людей, которые имеют огромный личный опыт участия в подобных операциях. Так, например, считают израильские специалисты по борьбе с террором. А вот с точки зрения медицинской, с точки зрения согласования деятельности ведомств – операция с треском провалилась.

Силовики в «Норд-Ост» сделали свою работу классически, на этой операции еще долго будут учиться сотрудники спецподразделений, разбирая ее как успешный пример. Но по части медпомощи дальше возникла обычная наша болезнь, которой мы страдаем с советских времен – вас могут блестяще прооперировать, а потом вы умрете от сепсиса из-за плохого послеоперационного ухода.

Получилось, что штурм продумали, а что делать потом, когда все получится – мозги не сработали. Если бы, как в Беслане, заложники погибали от перекрестного обстрела, – это было бы одно. Но самое трагичное, погибших заложников в «Норд-Осте» не только можно было спасти, но и ничего не стоило спасти.

Андрей Полунин

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке