Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

И снова революция

Последние события в Египте напоминают нам о том, что "арабская весна" с ее революциями – процесс далеко не завершенный и совсем не однозначный.

Максим Артемьев
09.12.2012
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

Египту грозит повторение событий прошлого года

Последние события в Египте напоминают нам о том, что "арабская весна" с ее революциями – процесс далеко не завершенный и совсем не однозначный. Те, кто надеялся, что после парламентских и президентских выборов самая крупная по численности населения страна арабского мира успокоится и начнет мирно развивать демократию и экономику, ошибались.

Напомним, что президент Египта Мухаммед Мурси был избран с минимальным перевесом. В первом туре он получил 24 % голосов, а во втором – 51 %. Таким образом, он никак не может претендовать на то, что представляет интересы большинства египтян. Более того, во втором туре многие голосовали за него только лишь для того, чтобы не пропустить второго кандидата, связанного с режимом Мубарака. Поэтому само его попадание на высший пост было относительно случайно. Сперва в марте этого года был отстранен от участия в выборах основной кандидат от "братьев-мусульман", и тогда на сцене как дублер появился Мурси. Затем он стал олицетворением "меньшего зла" и благодаря этому был избран.

Мурси – совершенно не харизматичный лидер, мало известный до 2012 года. Поэтому он испытывает острый дефицит доверия как со стороны сограждан, так и со стороны элит страны. Он чувствует себя неуверенно, и эта неуверенность вылилась в резкие шаги во внутренней политике, которые он предпринял в последнее время.

Но перед этим, в ноябре он добился ощутимого успеха во внешней политике, сыграв важную роль в урегулировании конфликта вокруг сектора Газа. И теперь ему необходим был такой же прорыв в политике внутренней. Тем более, что его сторонники ожидают от него неких шагов, направленных как на выполнение обещаний, так и на повышение жизненного уровня населения.

Уже вскоре после своей инаугурации Мурси предпринял два сильных шага: восстановил в правах избранный за полгода до того парламент, который был распущен военными за свой исламистский уклон, и отправил в отставку с поста министра обороны своего предшественника Тантауи и ряд других генералов. Причем, эти действия сошли ему с рук и не спровоцировали конфликта. Старые элиты предпочли отступить без боя.

Но на всех уровнях власти Египта, в первую очередь, судебной, остаются представители прежней номенклатуры, способные притормозить любое действие президента. Мурси решил разрубить гордиев узел одним ударом. 22 ноября он издал указ о "защите работы Конституционного совещания", которым наделил себя чрезвычайными полномочиями и запретил судейскому корпусу вмешиваться в работу совещания и в свою собственную деятельность. Указ объяснялся необходимостью защитить завоевания египетской революции и поставить заслон судейскому произволу.

В течение года суды Египта неоднократно вторгались в политику, распустив, например, первый состав Конституционного совещания. У Мурси и его единомышленников существовали серьезные подозрения, что суды всех уровней, назначенные еще при президента Мубараке, будут торпедировать усилия новой власти по реформированию Египта и даже попытаются отстранить президента от власти.

Но этот шаг Мурси довольно неожиданно вызвал острую реакцию публики. Египетские судьи приняли решение подвергнуть бойкоту референдум по новой конституции страны, который назначен на 15 декабря. Они также отказались от участия в контроле за процессом голосования. А конституционный суд Египта прервал свою деятельность на неопределенный срок, поскольку в Каире прошли демонстрации сторонников Мурси с требованиями провести чистку в его рядах. Судьи сказали, что на них оказывается "психологическое и физическое давление" исламистскими партиями и движениями.Эти события накалили обстановку в стране. Против Мурси выступила широкая коалиция его противников, которые решили, что завоеваниям революции прошлого года серьезно угрожают. Они обвинили президента в узурпации власти, в том, что в его лице в Египте появился "новый фараон", а предлагаемый проект конституции они сочли слишком исламистским.

Напомним, что 10 % населения Египта составляют копты-христиане, а среди тех, кто в прошлом году выходил на площадь Тахрир, было немало молодых людей, разделяющих левые воззрения и чуждых консервативным ценностям "братьев-мусульман".

Противники президента провели ряд акций перед его дворцом, вынудив Мурси бежать в более безопасное место. Также была эвакуирована в провинцию семья президента, а штаб-квартиру правящей партии демонстранты сожгли. В результате столкновений сторонников и противников Мурси погибло семь человек и более шестисот получило ранения.

Несмотря на примирительные шаги президента, который, впрочем, не отступил от главного, оппозиция пообещала продолжить акции протеста, требуя полной отмены скандальных указов и приостановки референдума по конституции.

Египет теперь стоит на краю катастрофы – если кризис не будет в кратчайшие сроки легитимно и мирно разрешен, не исключено повторение революции по образцу прошлого года с самыми непредсказуемыми последствиями. К власти могут придти как светские силы, так и представители радикального ислама, по сравнению с которыми "братья-мусульмане" покажутся весьма умеренными.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке