Читайте также
Иран увеличит финансовую и военную помощь палестинским группировкам в Газе, заявил один из основателей ХАМАС Махмуд аз-Захар. "У нас нет иного выбора, как импортировать оружие любыми возможными путями", - подчеркнул он. Что стоит за высказываниями аз-Захара?
Эти высказывания свидетельствуют только об одном: Израиль нанес серьезный ущерб силам ХАМАС и "Исламскому джихаду" в секторе Газа в результате восьмидневной операции "Облачный столп". Положение этих группировок в Газе сложное, но не безнадежное: на помощь по восстановлению их боевого потенциала спешит Иран.
Однако возникают вопросы, как и какое оружие импортировать из Ирана? С оружием более-менее понятно. У ХАМАС до последнего времени основным ударным средством были реактивные снаряды "Кассам", сделанные из обычной трубы, как говорят, "на коленке". Поразительно, но в качестве топлива для них служит смесь обыкновенного сахара и калийной селитры. Радиус действия такой "сахарной трубочки" менее 10 км, а точность попадания близка к нулю.
Более "серьезный" класс - реактивные 122-мм снаряды аналоги российским "Градам". Их дальность полёта около 40 км, боевой заряд порядка 20 кг. Это оружие может нанести урон противнику, но коэффициент точности также недостаточен. Боевые возможности подобных "ракет" явно не устраивали ХАМАС. На помощь пришли иранцы. Их ракета "Фаджр – 5" ("Рассвет – 5") на "израильско-хамасском театре военных действий" стала просто "чудо-оружием". Имея длину около 6,5 м, вес около одной тонны, массу боеголовки – 90 кг и максимальную дальность полёта – 75 км, она способна нанести значительный урон врагу, причем на опасную для Израиля глубину – вплоть до двух израильских столиц – Тель-Авива и Иерусалима.
Но как ее доставить в сектор Газа, находящийся в блокаде? По данным израильской разведки, выбран такой путь. В иранском порту Бендар-Аббас ракеты "Фаджр – 5" грузятся на суда и через Аравийское и Красное моря отправляются в Судан, где складируются на базах в разобранном состоянии. Оттуда караванами автомобилей или даже верблюдов профессиональные контрабандисты-бедуины переправляют части ракет на египетский Синай. Далее по тайным подземным туннелям ракеты поступают к ХАМАС в Газу. Там ракеты собирают, по некоторым данным, иранские специалисты из КСИР и готовят к пуску.
Иранцы утверждают, что экспортируют в Газу не ракеты, а технологии их производства. Очень сомнительное утверждение. Подобную ракетную систему сделать в условиях почти полного отсутствия промышленной инфраструктуры в Газе практически невозможно, а собрать из готовых частей - вполне.
Тем более что Тегеран "командирует" в Газу своих военных специалистов. По израильским данным, всего спустя три дня после объявления перемирия три иранских инженера, специалиста по ракетным установкам и вооружению, тайно проникли в сектор Газы через египетскую границу, имея при себе поддельные паспорта. Еще трое их коллег находятся на пути в сектор Газы. Все они военнослужащие КСИР (Корпус стражей Исламской революции).
"Как будет развиваться ситуация в Газе, сейчас можно только гадать. ХАМАС, как известно, медленно, но неумолимо отдаляется от Ирана, находя в Катаре и Египте бóльшую идеологическую и самое важное – финансовую поддержку. Иран всеми силами (в том числе и ракетными) пытается затормозить этот процесс. ХАМАС, естественно, благодарит Иран за оружие, но упорно продолжает свой курс.
Пойдут ли хамасовские боевики на очередной массированный удар по Израилю, когда восстановят свою инфраструктуру и восполнят свои похудевшие арсеналы новыми более совершенными типами иранских ракет? Это будет зависеть от многих и многих факторов, но, пожалуй, от Ирана в последнюю очередь", - считает военный эксперт, директор российского Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.
При этом следует напомнить, что Израиль готов не только к уничтожению любой партии оружия, посылаемого Тегераном в Газу, и к ответу на возможную провокацию ХАМАС, но и к прямому удару по Ирану, чрезвычайно досаждающему Израилю и в ядерной сфере, и в израильско-палестинских вопросах. Ситуация сложнейшая, многомерная, явно выходящая из ближневосточных региональных рамок.