Читайте также
Каир готовит почву для регионального компромисса по Сирии
Вчера представители ООН сообщили, что число беженцев из Сирии превысило 250 тыс. человек. На этом фоне возобновились попытки найти региональное решение проблемы, в Каире прошли первые встречи, которые должны создать условия для углубления регионального диалога по Сирии. Тем временем появилась информация о новых зверствах со стороны оппозиции, что вынудило верховного комиссара по правам человека Нави Пиллай выступить с жестким предупреждением.
Накануне верховный комиссар констатировала рост числа нарушений прав человека и военных преступлений со стороны сил оппозиции и предупредила противников режима, чтобы они «не питали иллюзий насчет иммунитета от уголовного преследования» за совершенные зверства.
Поводом для жестких заявлений стали попавшие во Всемирную сеть видеозаписи казни боевиками в Алеппо по меньшей мере 20 пленных солдат правительственных войск. Предположительно ответственность за расправы несет батальон «Салман аль-Фариси», представители которого выложили видео на своей странице в соцсети Facebook.
Нави Пиллай также отметила, что оппозиционеры наравне с правительственными войсками активно используют против мирного населения снайперов, что может квалифицироваться как военное преступление.
Пока же, несмотря на сообщения об относительном затишье в Алеппо, уровень насилия в Сирии остается высоким. По данным оппозиции, ежедневно гибнут по 100–150 человек, преимущественно мирных жителей.
Определенные надежды на улучшение ситуации дает региональный диалог, инициатором которого выступает президент Египта Мухаммед Мурси. Напомним, он выдвинул инициативу создания «консультативной группы» по Сирии, включающей помимо АРЕ Саудовскую Аравию и Турцию, поддерживающих оппозицию, и Иран, союзный режиму Асада.
В понедельник в Каире прошла первая встреча представителей внешнеполитических ведомств этих стран. Анкару представлял бывший посол в Сирии Омер Онхон, Тегеран – заместитель главы МИДа Хосейн Амир-Абдоллахьян. Цель этих контактов – договориться о консультациях уже на уровне министров.
Дата переговоров пока не определена. Тегеран заявил, что согласен «в принципе» с предложением Мурси. Однако Тегеран попросил пригласить на министерскую встречу представителей еще двух стран – в частности, Ирака, чтобы не быть в меньшинстве лицом к лицу с тремя тяжеловесами суннитского мира.
Задача перед «консультативной группой» ставится амбициозная – добиваться прекращения насилия в Сирии и начала политического диалога. При этом предполагаются сохранение ее территориальной целостности и недопущение иностранной интервенции.
Наблюдатели, однако, скептически оценивают перспективы четырехсторонних переговоров. Они не верят в возможность компромисса между Эр-Риядом и Тегераном и воспринимают инициативу Мурси лишь как популистский ход, направленный на то, чтобы повысить престиж Египта.
В этих условиях многие оппозиционеры делают ставку на силовое решение, но не все они проявляют заинтересованность в иностранной интервенции. Бригадный генерал Манаф Тлас, бежавший из Сирии в июле, высказался против внешнего военного вмешательства в сирийский кризис. По его словам, сирийцы способны добиться победы самостоятельно. «Ситуация в Сирии не имеет ничего общего с ливийской. Она намного сложнее. Я не думаю, что иностранная интервенция станет решением», – заявил Тлас. По его словам, Свободная сирийская армия вполне способна свергнуть режим, если получит необходимую материальную помощь. Генерал предупредил, что президент Асад может решиться на применение химического оружия, если его загнать в угол.
Тлас – выходец из высшего слоя правящей элиты. Его отец долгие годы занимал пост министра обороны при прежнем президенте Хафизе Асаде. После бегства он призвал сирийцев объединиться, чтобы построить новую Сирию. При этом генерал ратует за сохранение ключевых государственных институтов.
Несмотря на его в прошлом тесные связи с Асадом, после бегства Тласа стали даже рассматривать как возможного переходного лидера – компромиссную фигуру, которую примет и армия, и оппозиция. Интерес к нему проявила даже Москва. Генерал, который сейчас живет в Париже, даже встречался с заместителем министра иностранных дел РФ Михаилом Богдановым.