Читайте также
Наблюдающийся в последние дни рост цен на ряд продуктов питания отбросил нас назад на целый год, словно не было в стране никакого социального протеста. В течение последнего года (и особенно – в последние дни) на фоне происходящего Биньямин Нетаниягу превратился в объект непрекращающейся острой критики.
И если критика в адрес Нетаниягу, касающаяся его бюджетной политики, вполне оправдана, то претензии к главе правительства, касающиеся роста цен, нельзя назвать справедливыми. Какая связь между премьер-министром и ростом цен на продовольствие на мировых рынках?
Если бы Нетаниягу был способен предвидеть рост доллара на международных валютных торгах, он уже давно ушел бы из политики и сделал блестящую деловую карьеру.
Если не считать, что причиной скачка цен на горючее является напряженная ситуация вокруг Ирана, то предъявлять какие-либо претензии к Нетаниягу в связи с увеличением стоимости энергоносителей - бессмысленно. Цены на пшеницу, кукурузу и сою выросли не потому, что израильский премьер проводил ту или иную экономическую политику. Рост цен на эти продукты связан с засухой в США.
Когда продукты в мире дорожают, а курс доллара растет, производители питания в Израиле, которые импортируют сырье для своих изделий, вынуждены повышать цены на свою продукцию. Цены на бензин ежемесячно уточняются в соответствии с общепринятой в мире формулой. Цены на хлеб, молочные издлелия и прочие продовольственые товары, которые контролирует государство, также обновляются по требованию торговых сетей.
Так что критика в адрес Нетаниягу, касающаяся роста цен на продукты, несостоятельна и граничит с невежеством. Однако критика по поводу бюджетных сокращений и увеличения налогов, правомерна. Ибо эта сфера находится под его ответственностью.
Нетаниягу и его министр финансов, Юваль Штайниц, проявили преступную беспечность, утвердив в 2011 году щедрые прибавки к заработной плате по требованию различных профессиональных объединений. Речь идет о миллиардах шекелей.
Врачи получили прибавку в размере 48% к заработной плате. Учителя также получили дополнительные средства в рамках реформы. Прибавку к жалованию получили и социальные работники.
Кроме того, Нетаниягу утвердил повышение минимальной заработной платы с 3850 шекелей в месяц до 4300. Социальный протест также вынудил его принять часть рекомендаций комиссии Трахтенберга, реализация которых обойдется в миллиарды шекелей. В результате всего этого бюджетный дефицит вырос на 10 миллирадов шекелей. Теперь, чтобы покрыть эти расходы, государство повышает налоги, увеличивает цены на сигареты и алкоголь.
Сотни тысячи работников, получивших прибавку к жалованию, возможно, справятся с новым налоговым бременем. Однако большая часть представителей слабых слоев населения, многие из которых не имеют постоянной работы, окажутся в крайне затруднительном положении.
Иегуда Шарони, "Маарив"