Читайте также
Протесты мирных сирийских демонстрантов, которые первыми бросили вызов режиму Башара Асада, стали уже далекой историей. Сегодня страна погружается в жестокую гражданскую войну
Асад почти наверняка проиграет, но в этом конфликте суждено погибнуть многим.
Тем временем, Вашингтон надеется стабилизировать обстановку в стране после того, как Асад исчезнет на свалке истории. Однако эта задача осложняется возрастающей жестокостью повстанцев. Всем известно, что сдержать гражданскую войну исключительно трудно. Международная группа по предотвращению кризисов уже сообщает о том, что "убито большое число сочувствующих режиму и его оппонентов". А на прошлой неделе телеканал CNN получил новые видео, запечатлевшие жестокие расправы анти-асадовских сил с противниками.
Хотя на настоящий момент основную ответственность за гибель мирных жителей несет режим — у него есть и потенциал (тяжелое вооружение), и воля (сопротивляться мирным или насильственным переменам), чем дольше продолжается противостояние, тем меньше достанется победителям. Как предостерегает МГПК, "На протяжении этой длительной борьбы первоначальные многообещающие проявления социальной солидарности оказывались все более запятнанными по мере того, как конфликт постепенно усугублялся многочисленными противоречиями между различными группами населения".
Действительно, страх подтолкнул многие сирийские меньшинства к тому, чтобы поддержать алавита Асада, чье вероисповедание, близкое шиитскому, воспринимается многими суннитами как еретическое.
Неудивительно, что единоверцы Асада считают, что им угрожает наибольший риск, и представляют собой ядро сторонников режима. Хотя они часто преувеличивают угрозы со стороны иноверцев, опасность нарастает. Некоторые отряды повстанцев отказываются принимать в свои ряды алавитов и терроризируют мирное алавитское население.
По этим же причинам христиане и курды с большей вероятностью помогают режиму или сохраняют нейтралитет. Министр обороны, убитый в результате недавнего теракта в Дамаске, был христианином. Хотя утверждения о жестоких преследованиях оспариваются, существуют факты, подтверждающие, что борцы с режимом выбирают своими мишенями христиан. Более того, рост влияния джихадистов и "Аль-Каиды" в рядах повстанцев служит зловещим предзнаменованием.
Сообщает New York Times: "Появляется все больше свидетельств того, что Сирия стала магнитом для суннитских экстремистов, в том числе действующих под знаменем "Аль-Каиды". Баб-аль-Хава, важный пограничный переход на границе с Турцией, оказавшийся в руках сирийских повстанцев [в середине июля], быстро стал пунктом сбора джихадистов". По-видимому, все больше радикалов воюют в рядах Свободной сирийской армии за "Аль-Каиду". Христиане следят за ситуацией в соседнем Ираке и видят катастрофические последствия этого громкого "освобождения" от светской диктатуры.
По мере роста числа жертв обе стороны вынуждены сражаться все яростнее. В какой-то момент капитуляция или сосуществование будут восприниматься как недопустимые. МГПК указывает на то, что для обеих сторон характерны "жажда мести и решимость биться до конца".
Последние бесчинства повстанцев пророчат мрачное будущее. Wall Street Journal сообщает о широком распространении "жутких видеокадров" расстрела в Алеппо не менее двадцати членов видной семьи аль-Барре, связанной с режимом Асада. Вероятно, этих мужчин схватили во время облавы, устроенной повстанцами в их районе. Нескольких, по-видимому, избили. Всех выстроили у стены и расстреляли из пулеметов. Как объяснял Абдул-Джаббар аль-Угаиди, командующий Свободной сирийской армией в Алеппо: "Мы воспользовались удобным моментом, чтобы разобраться с ними". Многие из просмотревших эти ролики в Интернете выразили свою поддержку.
По иронии судьбы все это произошло после того, как представители оппозиции сфабриковали "доказательства" мнимых расправ, чтобы создать то, что Джастин Раймондо (Justin Raimondo) с Antiwar.com назвал "очередным ‘моментом Бенгази’, инцидентом, который чудовищен настолько, что спровоцирует военную интервенцию Запада". Это общая практика. Пожалуй, самым известным ее примером в новейшее время является британская пропаганда о поведении немцев в Первую мировую войну — например, сообщения об убийстве младенцев штыками и изнасилованиях монашек, чего никогда не было. С аналогичными утверждениями выступали правительство Кувейта в 1990 г. и косовские повстанцы в 1999 г., хотя вопиющее поведение иракских и югославских военных было очевидно без всякой лжи.
В июле сирийские повстанцы преувеличили свои потери в селе Тремсе, чтобы создать иллюзию массовой расправы. New York Times заключила, что "имеющиеся данные скорее подтверждают версию сирийского правительства". В мае оппозиция распространяла информацию о резне в селении Хула, иллюстрируя ее фотографией трупов, сделанной в Ираке в 2003 году.
Расправы — как подлинные, так и мнимые — не должны никого удивлять. Последствия гражданских войн и революционных конфликтов, часто перерастающих в гражданские войны, редко бывают благотворными. Даже американская революция привела к исходу лоялистов. Французская революция превратилась в нечто еще более ужасное. Главные революционные конфликты ХХ века — в России, Испании и Китае — привели к расколу общества и перекинулись на соседние страны. В ходе серии гражданских войн в Югославии победы хорватов и косоваров вели к масштабным убийствам и массовым этническим чисткам сербов. Какими будут, в конечном итоге, гуманитарные последствия войн в Ираке и Ливии, пока еще не известно.
Столь же жутко выглядит и ситуация в Сирии. Как отметил Рами Абдуррахман, глава базирующейся в Лондоне Сирийской обсерватории прав человека: "В следующий раз погибнет, возможно, более ста человек. От рук правительственных войск или повстанцев".
Администрация Обамы и особенно сторонники прямого военного вмешательства должны иметь это в виду. Если Вашингтон решит вмешаться, последствия будут на его совести. Администрация Клинтона вооружала хорватов, воевавших с сербами; хорваты же в ходе своего наступления изгнали десятки тысяч этнических сербов из домов их предков. Тот же президент Клинтон очистил Косово от сербских сил безопасности, спровоцировав массовые этнические чистки сербов, цыган, евреев и мусульман-неалбанцев. Администрация Джорджа Буша-младшего казнила Саддама Хусейна, вызвав в Ираке междоусобицу, в ходе которой погибло около двухсот тысяч человек и была уничтожена историческая христианская община.
Что если помощь США взорвет Сирию? Вашингтон не управится с последствиями. Но если результатом станет повышение нестабильности в регионе, усиление терроризма и усугубление гражданского конфликта, что предвещают убийства из мести, этнические чистки алавитов и жестокое обращение с представителями других меньшинств, то прямая ответственность за это ляжет на США.
Возможно, видео с расстрелом, устроенным повстанцами, является наилучшим средством против продолжающейся кампании по вовлечению Америки в войну. В Сирии разыгрывается трагедия. Но военная интервенция ее не остановит. Вашингтон должен держаться в стороне.
Дуг Бандоу, "The National Interest", США
Дуг Бандоу — старший научный сотрудник Института Катона, бывший специальный помощник президента Рональда Рейгана, автор и редактор ряда книг, в том числе "Внешнеполитическое безрассудство: новая глобальная империя Америки" (Foreign Follies: America’s New Global Empire, Xulon)