Читайте также
- Названо имя адвоката, который обманывал русскоязычных пенсионеров
- Герцлия стала самым "качественным" городом Израиля
- 46% взрослого населения планеты - антисемиты
- Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
Биньямин Нетаниягу наверняка сожалеет, что не пошел на досрочные выборы. Вместо этого он прикупил Шауля Мофаза и еще 27 депутатов, как тогда казалось, полумертвой партии Кадима. Премьер сам вдохнул жизнь в бывшую партию власти, а теперь она торчит у него как кость в глотке. Упрямство Мофаза по вопросу призыва харедим (а куда бедному Мофазу деваться?) подвергает опасности краеугольный союз Биби и ультраортодоксов. Для премьера Эли Ишай с ШАСом и Моше Гафни с «Яхадут ха-Тора – чеки без покрытия, но их с удовольствием примет любой банк.
Напомню, что до 1 августа должен быть выдвинут альтернативный Закону Таля документ, регламентирующий призыв харедим в армию или на альтернативную службу. Вице-премьер и министр стратегического планирования Моше (Буги) Яалон, ведущий переговоры с депутатом Йохананом Плеснером, настроен более чем пессимистично и сомневается, что до 1 августа будет принят новый законопроект: «Мы с Кадимой до сих пор не преодолели противоречий и … то, что заменит Закон Таля, вызовет кризис коалиции – раскол между нами и Кадимой». Яалона не пугает то обстоятельство, что коалиция станет меньше. Он всячески подчеркивает, насколько эффективен выбранный Нетаниягу путь: «Наш путь скромен, но статистика призыва ультраортодоксов радует уже сейчас. В текущем году призвались 2400, и мы предполагаем, что в 2017 году призовем 6 тысяч». Отказ Нетаниягу включить в законопроект квоту для полутора тысяч особо талантливых ешиботников на деле означает, что теоретически освобождение смогут получить буквально все. Яалон предложил также автоматическое освобождение от службы в ЦАХАЛе всех ешиботников после 26 лет, а не 29, как для всех граждан страны. Значит, уклоняться и бегать от призыва им придется недолго.
Между тем призыв 1288 ультраортодоксов в ЦАХАЛ стоил государству в 2011 году 90 миллионов шекелей. И 40 процентов этих денег составляют прямые выплаты солдатам в рамках финансовой помощи. Ежемесячно каждый ультраортодокс стоит казне 5400 шекелей. Это данные отчета информационного центра Кнессета. Помимо дополнительных расходов на обеспечение едой особой кошерности, армия тратит на каждого женатого солдата, даже не имеющего детей, ежемесячно 3218 шекелей, в то время как холостой солдат обходится примерно в тысячу. Плюс дополнительные дни отпуска для женатых солдат, подарки, льготы, пособия на детей, вот и считайте, во сколько обойдется предложение Яалона и Биби давать отсрочку харедим до 26-летнего возраста, даже если они все пойдут служить. Но Нетаниягу готов заплатить эту высокую цену ради своего стратегического союза с религиозными партиями. ШАС и «Яхадут ха-Тора» поддерживают все его решения, они никогда не угрожали «бибиномике» и существующему политическому устройству, а потому куда предпочтительнее, чем Кадима, Авода с Шелли Яхимович, темная лошадка Яир Лапид и уж, конечно, своенравный Авигдор Либерман.
Поддержав не идущего на компромиссы Плеснера, Биби открыл ящик Пандоры и стремительно теряет рейтинг. А ведь еще недавно, когда речь шла о досрочных выборах, пик его популярности достиг 60 процентов. Троянский конь, которого привел в коалицию Шауль Мофаз, уже изрядно бьет копытом, и это была стратегическая ошибка премьера. Нетаниягу верил, что у него было большинство в вопросе призыва и без НДИ. Я даже допускаю, что Биби не отказался бы от Либермана, настаивающего на призыве харедим и арабов. Теперь расклад совершенно иной. В политике все возможно, а потому легко предположить компромисс, которого достигли бы в последний момент, скажем, 31 июля Нетаниягу и Мофаз. Но невозможно представить компромисс Буги Яалона с непримиримым Йохананом Плеснером, за пунктами призыва которого стоит большая часть Кадимы. Кадима вообще странное политическое движение. Есть в ней старожилы Кнессета, которых интересует призыв религиозных как прошлогодний снег, но есть и депутаты, которые верят в свою миссию. Те и другие полагают, что это тот флаг, которым можно махать на выборах – иного у Кадимы не осталось. А с другой стороны, по всем опросам эта партия должна была исчезнуть с политического горизонта или, во всяком случае, перейти в более легкую лигу. Так что Мофазу, на которого алчно облизывается Ципи Ливни, ничего другого и не остается. Нельзя сохранить лицо, отказавшись от призыва харедим. Вполне возможно, что партия Кадима выйдет из коалиции. А если так, то это сигнал к досрочным выборам. Абсолютно уверен, что призыв харедим будет на ближайших выборах, когда бы они ни произошли, центральной темой.
Еще недавно мы считали Нетаниягу безусловным победителем политической гонки. Сегодня на теме призыва премьер может поскользнуться, как на арбузной корке. Против него по вопросу призыва выстраивается широкая коалиция. Здесь и Либерман, и Шелли Яхимович, и Яир Лапид, и «заложник чести» Мофаз, которого может в одночасье сменить вернувшаяся Ципи Ливни. А кто у Ликуда по-прежнему в кармане? «Яхадут ха-Тора» да ШАС. Немного.