Читайте также
"Госпожа Хиллари Клинтон по своим привычкам напоминает мелкого наперсточника, а не госсекретаря США. Это, безусловно, проблема не только ее мужа, но уже и всей Америки", – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Евгений Сатановский. Так он прокомментировал попытки истолковать итоги переговоров в Женеве по Сирии как победу американской дипломатии над российской.
Дамаск потерял значительную поддержку с подписанием Россией и Китаем на конференции в Женеве коммюнике о необходимости политических преобразований в Сирии, заявила в понедельник госсекретарь США Хиллари Клинтон. По ее мнению, Москва и Пекин тем самым согласились на отставку сирийского президента Башара Асада и теперь в союзниках у Сирии остался только Иран.
"Я считаю, что они (сирийские власти – прим. ВЗГЛЯД) потрясены тем, что Россия и Китай подписали это коммюнике, которое совершенно очевидно дает понять, что им придется уйти", – сказала Клинтон американскому телеканалу CNN.
Впрочем, в "Свободной сирийской армии" в понедельник уже отвергли новый мирный план, предложенный в Женеве, предупредив, что повстанцы не войдут в одно правительство "с бандой убийц". Тем самым повстанцы, по сути, выступили и против самих США.
Напомним, в Женеве (Швейцария) в субботу завершилась международная встреча по Сирии. Конференция проходила во Дворце Наций – в европейской штаб-квартире ООН. Главным образом обсуждался план по выводу Сирии из кризиса, предложенный спецпосланником ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннаном, а также условия выполнения этого плана обеими сторонами конфликта.
В плане Аннана, в частности, речь идет о прекращении вооруженного насилия (с обеих сторон) под "эффективным контролем" специального механизма ООН, а также об оказании гуманитарной помощи и запуске межсирийского политического диалога, напоминает РИА "Новости".
Аннан предлагает создать переходное правительство (так называемое правительство "национального единства") с участием сторонников как нынешних властей, так и оппозиции. Однако действующему президенту Сирии Башару Асаду, по мнению западных стран, в нем нет места. Россия же выступает за то, чтобы внутрисирийский кризис решать вместе с Асадом.
Между тем в Москве замглавы МИДа Михаил Богданов встретился с послом Сирии в Москве Риядом Хаддадом; в ходе встречи Богданов рассказал главе сирийской миссии об итогах субботней конференции в Женеве. После беседы с послом Богданов заявил, что Дамаск готов к началу межсирийского политического диалога и подтверждает настрой на выполнение плана Аннана.
О том, как по-разному начали толковать в Москве и Вашингтоне подписанное в Женеве совместное коммюнике, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
ВЗГЛЯД: Евгений Янович, каковы, по-вашему, реальные итоги встречи в Женеве? Удалось ли странам найти хоть какие-то общие знаменатели?
Евгений Сатановский: Итоговый знаменатель встречи в Женеве, безусловно, найден, иначе никакой декларации бы не было, а то, что в этой декларации ничего существенного не содержится, и есть этот общий знаменатель. Я совершенно серьезен. Стороны могли разойтись, не договорившись ни о чем, и это бы означало, что наша с американцами политика входит в жесткую конфронтацию. Стороны договорились написать некую общую бумагу, в которой ясно, что они ни о чем договориться не могут, но конфронтации не хотят. В этом уже плюс.
ВЗГЛЯД: Повышается ли теперь вероятность того, что Асад уйдет сам, если в будущее правительство войдут его люди?
Е. С.: Асад не уйдет сам, а в будущее правительство не смогут войти его люди, поскольку оппозиция уже отказалась входить в любое правительство с Асадом. Задача оппозиции: уничтожить Асада физически и, скорее всего, всех его людей вместе с ним. Это знает Асад, это знают его люди, это знает оппозиция, знают спонсоры оппозиции. Это секрет полишинеля.
В этом плане когда у нас идет гражданская война, о каком правительственно-национальном единстве может идти речь? Можно, конечно, писать бумаги, в рамках которых будет написано: кот Леопольд, "ребята, давайте жить дружно", "они жили долго и счастливо и умерли в один день" и много другого прочего в качестве шедевров международной дипломатии.
ВЗГЛЯД: Клинтон заявила, что принятая декларация предполагает уход Асада, однако, как известно, в опубликованном тексте таких упоминаний нет, и Лавров тотчас об этом ей напомнил. Означает ли это, что госсекретарь США опять толкает заключенные соглашения в свою пользу?
Е. С.: Это означает, что госпожа Хиллари Клинтон по своим привычкам напоминает мелкого наперсточника, а не госсекретаря США. Это, безусловно, проблема не только ее мужа, но уже и всей Америки. Не может же госсекретарь США сказать, что она вместе с американской политикой пустое место, не влияющее ни на что в сирийской гражданской войне, но она ведь что-то должна говорить.
ВЗГЛЯД: Как в Дамаске отнесутся к подписанию соглашения по итогам встречи Россией и Китаем? Расценивают ли его как некое "предательство"?
Е. С.: Россия и Китай не обещали же воевать с Сирией против всего мира, а это обещал Иран, его, соответственно, в Женеве и не было. В этом плане да, соглашение подписано, но оно ни о чем.
Текст: Анна Аналбаева