Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+25+15
Иерусалим
+24+15

Мнения

А
А

Сирия в объятиях Кремля

Несмотря на тяжелейшее положение с эпидемией коронавируса и сопутствующий экономический кризис, Россия борется за сохранение и расширение своего влияния в Сирии.

01.06.2020
Источник:Детали
רויטרס

Читайте также

25 мая Владимир Путин назначил посла Москвы в Дамаске Александра Ефимова своим специальным посланником по развитию отношений с Сирией. Таким образом, он становится третьим по счету в дополнением к двум нынешним посланникам. Помимо Ефимова, это специальный посланник по Сирии Александр Лаврентьев и специальный президентский посланник по Ближнему Востоку, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов, бывший посол в Израиле.

Сайт "Аль-Монитор" опубликовал статью руководителя отдела исследований ближневосточных конфликтов московского Центра Карнеги Антона Мардасова, в которой анализируются причины наделения посла новыми полномочиями. Александр Ефимов работает послом в Сирии с 2018 года, а до этого пять лет был послом в Объединенных Арабских Эмиратах. Как полагает эксперт, новые полномочия Ефимова имеют три аспекта.

Во-первых, это стремление найти баланс между дипломатическими и военными полномочиями российской внешнеполитической команды, работающей в Сирии. Лаврентьев связан с военной стороной миссии, его роль заключалась в переговорах с Турцией и Израилем, а также в создании и управлении "зонами деэскалации".

Как полагает эксперт, Лаврентьев больше продвигает позицию военных, которые стремятся к дальнейшему увеличению бюджета для усиления вооруженных сил и укрепления позиций России на Ближнем Востоке.

Действия военных, такие как разоружение оппозиционных групп и последующее включение повстанцев в контролируемые Россией части сирийской армии, мало похожи на позицию непредвзятого арбитра, которую она, по собственному утверждению, стремится занять. Более того, эти предложения уменьшают мотивацию режима в Дамаске идти на компромиссы.

У российских военных в Сирии есть также проблема с тем, что касается связей с общественностью. Они получили несколько серьезных репутационных ударов, в частности, когда российское телевидение показало клипы с видеоиграми под видом военных кадров, или когда в министерстве обороны отрицали гибель главаря "Исламского государства" Абу Бакра аль-Багдади. Таким образом, новые полномочия посла призваны сбалансировать влияние военных.

Как замечает Мардасов, второй аспект назначения Ефимова связан с задачей восстановления Сирии. Здесь, вероятно, делается ставка на его успешный опыт работы в Объединенных Арабских Эмиратах. В прошлом году несколько авиакомпаний, в том числе Gulf Air из Бахрейна и Emirati Etihad из ОАЭ, рассматривали возможность возобновления полетов в аэропорт Дамаска.

Российские бизнесмены, со своей стороны, продемонстрировали готовность финансировать расширение аэропорта путем строительства дополнительного терминала. По некоторым данным, Россия даже просила Израиль прекратить нападения на аэропорт. В ответ Москва заявила, что может помочь сократить объемы поставок иранского оружия через Дамаск. ОАЭ передали Москве свою готовность принять участие в восстановлении разрушенной войной экономики Сирии.

В этой связи логичным выглядит и недавнее назначение Талала аль-Барази, также имеющего связи с ОАЭ, министром торговли.

Третий, но не менее важный аспект нового назначения Мардасов усматривает в том, что оно служит дальнейшему усилению контроля Путина над положением дел в Сирии. Расширяя круг своих посланников, президент хочет убедиться, что ему представлены различные взгляды на ситуацию и возможные направления действий. Все это делает личные предпочтения Путина решающим и все менее предсказуемым фактором в определении стратегии Москвы.

Со своей стороны, обратим внимание на то, что борьба между "силовиками" и дипломатами в Сирии продолжается. 29 мая, спустя всего четыре дня после получения Ефимовым новых полномочий, появился новый указ российского президента по Сирии. Как следует из текста, для "размещения авиационной группы ВС РФ на территории Сирии" российская сторона просит передать ей "дополнительное недвижимое имущество и акваторию". Министерство обороны РФ совместно с МИД РФ поручено провести переговоры с сирийской стороной и подписать необходимый протокол.

Российские военные используют в Сирии несколько постоянных баз. Отдельная авиационная группа Воздушно-космических сил России находится на авиабазе Хмеймим. В распоряжение ВМФ РФ предоставлена также военно-морская база в Тартусе.

В настоящий момент нет точных данных, о каких именно территориях идет речь, но очевидно, что российские военные стремятся еще сильнее закрепиться в Сирии. Очень может быть, что последние события призваны развеять слухи о том, что Москва недовольна Асадом и рассматривает возможность заменить его на менее одиозную фигуру.

Не случайно 21 мая, накануне своего нового назначения, Ефимов дал большое интервью газете "Аль-Ватан", где первым делом был вынужден ответить на вопрос, насколько обоснованы эти слухи. Разумеется, он опроверг эти предположения, заявив, что "муссируемые сейчас инсинуации и слухи о разладе в российско-сирийских отношениях не имеют под собой никакого основания. Те же, кто упорно пытается представить сотрудничество между Москвой и Дамаском в искаженном, порочном свете, перевирая очевидные факты – попросту совершает информационную диверсию".

Независимо от того, будет ли Москва поддерживать Асада или другой сирийский режим, последние события показывают, что она не собирается отказываться от своих позиций на Ближнем Востоке, крайне важных для ее геополитических амбиций.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке