Читайте также
Визит госсекретаря США Майка Помпео в Израиль обостряет эту тему.
Последний аналитический обзор Института исследований в сфере безопасности, от 13 мая 2020 года, показывает значение этого вопроса в более широкой рамке внешнеполитической стратегии Израиля. По мнению авторов обзора Одеда Эрана и Шимона Штейна, процессы и тенденции, наметившиеся в последние годы, будут усилены корона-кризисом, и внешняя политика Израиля должна подготовиться к возможности резких изменений. Ниже мы излагаем основную часть их предложений по внешнеполитической концепции.
Израильско-палестинский конфликт
Очевидно, что так называемая "арабская весна" и ее последствия на всем Ближнем Востоке уменьшили удельный вес израильско-палестинского конфликта в арабских и международных программах. Кризис коронавируса не изменил эту тенденцию.
Если учесть, что новое израильское правительство предпочло бы сохранение статус-кво более активному политическому вмешательству, Израилю было бы предпочтительно избегать изменений. Любое решение аннексировать территории на Западном берегу вновь поставит этот вопрос на первое место.
Палестинская проблема занимает достаточно важное место в региональной повестке дня и вызывает горячую оппозицию и резкую критику со стороны арабских стран.
Региональная арена
Снижение цен на нефть и пандемия нанесли серьезный ущерб экономике региона, в том числе Израилю и его соседям. В этой ситуации Израиль сталкивается с рисками возможного подрыва стабильности в ближайшем окружении; в то же время, такая ситуация открывает возможности для укрепления сотрудничества. Израиль может предложить сотрудничество каждому из своих соседей, чтобы облегчить экономические трудности.
Несмотря на ожидаемые ограничения финансовых ресурсов, которые может предоставить Израиль, совместная израильско-арабская заявка на помощь в финансировании проектов, которые обещают экономическую осуществимость, может получить международную поддержку.
Однако решение Израиля об аннексии территорий отменит возможность любых потенциальных совместных инициатив.
Отношения между Израилем и США
Даже если президент Трамп будет переизбран, демократы могут взять под контроль Сенат. И в этом случае положение Израиля усложнится. Если же будет избран президент от Демократической партии, то внешняя политика США изменится, главным образом в отношении иранской проблемы и израильско-палестинского конфликта. Стратегическое значение Соединенных Штатов для Израиля выражается в двух основных областях: американское вето на проекты резолюций Совета Безопасности ООН, которые могут нанести значительный ущерб Израилю, и помощь в области обороны.
В этих двух вопросах у Израиля пока нет очевидной альтернативы. Политика Израиля должна быть сформирована таким образом, чтобы в любой конкретной ситуации гарантировалось как использованием Соединенными Штатами право вето, так и помощь. Это отвергает любые израильские инициативы и действия, которые не получат одобрения Вашингтона.
Отношения с Китаем
Еще до того, как президент Трамп вступил в должность, Соединенные Штаты определили Китай как противника и конкурента. Задолго до начала пандемии США оказывали давление на своих партнеров по международному сообществу, чтобы ограничить китайское влияние в таких сферах как коммуникации следующего поколения и искусственный интеллект.
Давление такого рода усилилось в последние месяцы. Израиль, как и другие страны, сталкивается с дилеммой в этом контексте, и даже экономики, более сильные, чем у Израиля, такие как Германия, Австралия и Канада, вынуждены противостоять давлению США.
Израилю необходимо поддерживать постоянный диалог с администрацией США по вопросу Китая, чтобы не нанести ущерб ни своим связям с Китаем, ни стратегическим отношениям с США.
Израиль и ЕС
В контексте дилемм, касающихся отношений с Соединенными Штатами и Китаем, важно, чтобы Израиль наладил взаимопонимание с Европейским союзом, особенно если последнему удастся сформулировать совместную политику. В течение двух десятилетий ЕС сталкивается с негативным воздействием своего расширения на внутреннюю согласованность и с растущей силой националистических движений в некоторых странах-членах.
По мнению авторов доклада, вопрос отношений между Израилем и Европейским союзом должен быть пересмотрен. Европа остается крупнейшим экономическим партнером Израиля, и это является достаточной причиной, чтобы приложить усилия для укрепления связей.
Более того, ослабление позиций США на Ближнем Востоке и постепенный процесс ухода США из региона; политика "максимального давления", применяемая США против Ирана и заинтересованность европейских стран найти способ сократить миграцию с Ближнего Востока на континент - все это усиливает необходимость возобновления диалога с Европой на высшем уровне.
Израиль преуспеет в реабилитации своих отношений с Европой, если будет избегать мер, которые подорвут статус-кво на израильско-палестинской арене. Уже сегодня министры иностранных дел ряда стран-членов ЕС готовятся объявить о санкциях, которые они примут, если процесс аннексии будет реализован.
Израиль и Россия
Со своей стороны отметим, что в обзоре отсутствует описание роли отношений с Россией как значимого фактора внешнеполитической стратегии. Трудно сказать однозначно, с чем это связано. Одно из возможных объяснений - российско-израильские связи с учетом присутствия России в регионе имеют настолько прочный характер, что едва ли нынешняя ситуация сможет их поколебать.
Другой вариант, что в своем обзоре авторы ориентируются в основном на геоэкономический подход, делая упор исключительно на экономическую составляющую внешней политики. В этом случае понятно решение авторов обзора исключить из него Россию в связи с незначительным объемом российско-израильских экономических связей и невысокой долей Москвы в мировой экономике. Но на наш взгляд, это односторонний подход, который не учитывает геополитическую и геокультурную роль России в регионе и, в частности в Израиле.