Читайте также
Командованию Вооруженных сил (ВС) США нужно перейти к стратегии противодействия Ирану на Ближнем Востоке в израильском стиле. Это вывод вашингтонского Центра новой американской безопасности (CNAS), чей доклад обнародуют на этой неделе. Необходимость стратегического сдвига возникает из-за ожиданий американской разведки, что иранские силы скоро могут нанести мощные удары по объектам Соединенных Штатов в регионе.
Нынешняя стратегия США в отношении Ирана колеблется между желанием избегать стремительных действий и готовностью к громким атакам, утверждают в CNAS. Пример последнего подхода – убийство в январе этого года командующего силами "Кудс" в составе Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Касема Сулеймани.
Эксперты CNAS считают такую военную политику малоэффективной, особенно в условиях потенциальной эскалации в Ираке. Недавно газета New York Times сообщила, что американское разведсообщество ожидает мощных нападений проиранских группировок на военные объекты США, расположенные в республике. Этим отчасти объясняется предпринятая накануне передислокация американских военных.
Неожиданный обстрел в Ираке в середине марта привел к тому, что на военной базе Эт-Таджи погибли двое военных-американцев и британка-медсестра. Вину за нападения возложили на шиитскую группировку "Катаиб Хизбалла". На подобные атаки командование ВС США в большинстве случаев отвечает символическими ударами по лидерам проиранских военных организаций. Однако в администрации президента США подчеркивают: так долго продолжаться не может. Вероятно, именно в связи с этим госсекретарь США Майкл Помпео предложил иракским властям провести в июне раунд стратегического диалога. Как подчеркнул шеф американской дипломатии, сторонам необходимо обсудить недопустимость "отката в борьбе с терроризмом".
Исследователи CNAS полагают, что наиболее результативным для США мог бы оказаться израильский подход к противостоянию с Ираном, который получил название "война между войнами". После того как лояльные Тегерану силы начали укрепляться на юге соседней с Израилем Сирии, еврейское государство санкционировало точечные воздушные операции против военных объектов, которые принадлежат иранским силам, на сирийской территории. Главными элементами этой стратегии стали стремление минимизировать человеческие потери и отказ от официального признания своей ответственности за авиаудары. Неавторизованные атаки, по задумке, предполагали, что иранские лидеры не смогут дать на них военный ответ.
В CNAS полагают, что стратегия Израиля доказала свою продуктивность, но реальность такова, что ни офицеры КСИР, ни шиитские иррегулярные формирования так и не потеряли интерес к югу Сирии. В разговоре с "НГ" руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития и эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов напомнил, что в этих районах по-прежнему действует группировка "Хизбалла", а также некоторые связанные с ней иракские формирования. "Но "Хизбалла" делает упор на вербовку в свои ряды сирийских граждан, которые и действуют на юге Сирии. Благодаря такой тактике их присутствие значительно увеличилось за прошлый год", – заключает эксперт.
Еврейскому государству также не удалось такой стратегией полностью обезопасить себя от угрозы ракетных обстрелов по периметру границ. Кроме того, со временем интенсивность израильских операций в сирийском воздушном пространстве только нарастала, что увеличило и риск непреднамеренного столкновения с другими участниками конфликта в Арабской Республике. Так, в сентябре 2018 года над провинцией Латакия был сбит российский Ил-20. Несмотря на то что удар был совершен системой противовоздушной обороны Сирии, ответственность за произошедшее российская сторона возложила на израильтян, которые, как заявили в Москве, проводили операцию "в непосредственной близости" от заходившего на посадку самолета.
"Израильтяне продемонстрировали, что не нужно полностью исключать военные подходы, – тем не менее уверены авторы доклада CNAS, выдержки которого первым опубликовало издание Washington Post. – Риск каждой операции необходимо оценивать отдельно, но должно быть и пространство для маневрирования между (американской. – "НГ") политикой бездействия и политикой убийства важных военных лидеров Ирана". Авторы доклада признают, что некоторые аспекты теневой кампании Израиля вряд ли смогут применяться командованием ВС США. Например, американцы не в состоянии полностью отказаться от операций против остатков "Исламского государства" (запрещено в РФ) в регионе. А это требует и ресурсов, и внимания.
Собеседники "НГ" из числа бывших сотрудников Госдепа считают, что ВС США в рамках своей антииранской кампании способны только максимально сократить контингент на иракских объектах и сконцентрировать его на востоке Сирии, рядом с иракской границей, чтобы иметь возможность проводить трансграничные операции. Но и это не гарантирует полной нейтрализации шиитских формирований, представляющих угрозу для США.