Читайте также
Экспресс-дайджест израильских СМИ по самому неожиданному девизу социального протеста.
«Это место – место жизни и смерти. Мы – народ жизни и смерти. Поэтому мы обязаны к взаимному поручительству. На радость и на беду, мы поручители друг другу».
Слова немного возвышенные, но, в свете текущих событий, звучат вполне современно, не правда ли? И это естественно, ведь они написаны совсем недавно журналистом Ари Шавитом для газеты «Га-Арец». В статье под названием «Израильский союз» (!) он дает отповедь тому укладу, который еще несколько месяцев назад казался нам незыблемым и, в принципе, удовлетворительным.
Взрыв социального протеста подорвал всеобщую уверенность в том, что капитализм является наименьшим из зол. Оглядевшись, мы вдруг увидели: нас кидают. Причем кидают всё откровеннее и циничнее. А такое снести уже невозможно. Люди многое прощают экономической и политической элите, но есть невидимая черта, за которой аннулируются прежние социальные договора. Израиль перешел эту черту минувшим летом.
Конечно, хотелось бы списать всё на левизну и оголтелость израильской прессы, однако Шавит не опускается до политических воззваний. Он признаёт успехи израильской экономики, он пишет о том, как опасен популизм и разжигание ненависти в обществе, он отдает должное производительному капиталу.
И все же диагноз уже не скроешь: наше общество больно, и болезнь прогрессирует. А потому, заключает Шавит, нам «необходимо установить другой социальный порядок, в котором экономическое процветание будет сочетаться с взаимным поручительством». Расторгнутый союз должен быть возобновлен.
Вот так в нашу жизнь ворвались понятия, которые до сих пор представлялись чем-то вроде абстрактной живописи. Израильские улицы, а вслед за ними и СМИ наполнились громкими лозунгами с расплывчатым содержанием: социальная справедливость, равенство, поручительство… Страна попробовала эти орешки на язык, но пока так и не раскусила.
Ясно только, что действовать здесь надо не врозь, а сообща, опираясь на общие интересы, а не узкие притязания отдельных секторов. В связи с этим председатель государственной комиссии по преобразованиям Мануэль Трахтенберг напомнил о событиях 30-летней давности в Южной Америке, где люди тоже повели борьбу за справедливость, начертав на своих стягах простые слова: «Сплоченный народ непобедим».
«Я надеюсь, – сказал Трахтенберг, что это и наш общий девиз. Нет "нас", и нет "вас" – мы единый народ. Так будем же вместе в надеждах, горестях и делах, чтобы никогда не потерпеть поражения».
На официальном сайте комиссии был проведен открытый конкурс предложений, которые она обсудит. Из 3200 вариантов, по итогам голосования, первое место заняло… взаимное поручительство. В предложении говорится: «Вместе с требованием о "справедливом" разделении бюджета, народу требуется также чувство социальной справедливости – не меньше, чем перераспределение ресурсов».
Поручительство в считанные дни стало неотъемлемой частью израильских реалий. О нем уже говорят как о чем-то само собой разумеющемся. Правда, каждый подразумевает под этим понятием что-то свое, а может быть, оно столь универсально, что каждый раз по-новому преломляется в разных гранях нашей жизни.
К примеру, в связи с началом учебного года, школы сети «Орт» вводят в действие новую программу, призванную вовлекать детей в жизнь общества и прививать им ценности отдачи. Программа реализуется в рамках общей реформы системы образования, преследующей те же цели. Дафна Алон, руководитель программы, заявила, что культура добровольческой деятельности должна пронизывать весь учебный процесс, чтобы ученики «проявляли сознательность к окружению и думали о том, как больше давать, а не только получать». Об этом пишет Изхар Шай в издании «Глобс», добавляя, что «взаимное поручительство является жизненной необходимостью в нашей стране».
Задумались и израильские богачи – объекты нападок манифестантов. В супермаркетах снизились цены на товары. Генеральный директор фирмы «Осем» Гази Каплан объявил о замораживании на год зарплаты высшего руководства в пользу работников, чей оклад ниже среднего уровня. И он не одинок: в начале августа миллиардер Шмуэль Харлап, импортер марок Мицубиси, Хюндай и Мерседес, заявил, что следует ввести дополнительную налоговую планку для богатых. А совсем недавно бывший генеральный директор банка «Апоалим» Цви Зив сказал, что, возможно, магнатам лучше не держать у себя контрольный пакет акций банков. Какие бы мотивы ими ни двигали, для начала это совсем неплохо.
Тем временем пташки не столь высокого полета – владельцы циммеров из поселка Рамот а-Машкиф – тоже перешли от слов к делу. Вместо того чтобы конкурировать, они заключили между собой соглашение о поручительстве, и теперь, в случае непредвиденных обстоятельств, передают клиентов друг другу, не заботясь о потере прибыли, – ведь в другой раз ситуация сложится наоборот. «Бесспорно, – пишет, Цахи Коэн на портале Ynet, – термин "взаимное поручительство" пробуждает былое чувство и даже напоминает иногда о других временах в нашей стране».
Действительно, как никакой другой народ, мы нуждаемся в этом пронзительном чувстве. Сайт Magazin приводит слова музыканта, певца, актера и радиоведущего Дори Бен-Зеэва: «Нет сомнений, что мы переживаем исторический момент, который лишь добавит сил каждому. Я верю, что эту волну протеста поднял не кто-нибудь, а Гилад Шалит, который внес в повестку дня взаимное поручительство: пропал солдат и был брошен своей страной… В отсутствие взаимного поручительства мы осознали, что нам не на кого полагаться. И теперь мы подняли знамя новой страны, которая несет ответственность за нашу жизнь». Ему вторит бывший начальник Генштаба Буги Яалон, завершивший свою речь перед комиссией журнала «Калькалист» словами о том, что наше будущее и наше выживание зависят от новых ценностей, и первая из них – это взаимное поручительство.
Мы начали понимать, что мир между нами – непременное условие мира с соседями. Об этом пишет Лев Гринберг на сайте Haokets: движение протеста закладывает основы нового общества, проникнутого солидарностью и взаимопомощью, равенством и заботой и ближнем. Автор не скрывает своих левых взглядов, однако, помимо политики, в его словах сквозит искренняя боль за судьбу народа: «Проблема, которую вскрыл процесс Осло, состоит в том, что без общего врага, угрожающего израильскому обществу, оно дробится и распадается на сектора. Ничто не объединяет его…»
Знает ли Гринберг, что о том же писал в 1940 году каббалист Йегуда Ашлаг в газете «Народ»: «Объединение, существующее вследствие внешнего фактора, отнюдь не является народным. В этом мы похожи на массу орехов, внешне соединенных в одно тело мешком, который облегает и сдавливает их… Всё, чего им недостает, – это естественной сплоченности изнутри. Вся сила их объединения порождена внешними обстоятельствами».
Бурное израильское лето обнажило перед нами главный вызов, корень всех проблем: мы разрознены. Мы еще не научились жить вместе. Мы поручители друг другу на беду, а не на радость. И именно поэтому на первые попытки к объединению нас подвигли не угрозы извне, а внутренние противоречия.
Уж не знаю, почему израильские демонстранты и журналисты заговорили языком мудрецов. Возможно, он действительно лучше всего отражает нынешнюю реальность. О поручительстве тысячи лет назад объявил Талмуд: «Весь Исраэль – поручители друг за друга». Сказано это о словах Торы: «И споткнутся друг о друга, как от меча, хотя не преследует никто, и не будет у вас силы противостоять вашим врагам». Именно это мы сейчас и обнаруживаем: когда народ разобщен, его проблемы, как внутренние, так и внешние, не решаются, а лишь усиливаются. И наоборот, сплоченный народ непобедим.
Казалось бы, невелика новость. Однако потребовались тысячелетия, чтобы мы начали сознавать эту элементарную истину. И вот, свершилось. Достаточно взглянуть на почти вертикальный июльский взлет поручительства в службе Google Trends, отслеживающей поисковые запросы. Впервые в новейшей истории мы задумались, что же это такое – быть поручителями друг другу.
Потребность в поручительстве незаметно проникла во все сферы нашей жизни: в образование, в экономику, в социальные отношения, в безопасность. Удивительным образом эта тема объединяет людей разных взглядов, разного достатка, разных возрастов. У нас наконец-то появилась общая платформа – взаимная ответственность за судьбу общества и страны.
И это очень вовремя, учитывая испытания, которые поджидают нас в самом ближайшем будущем. Мы все еще – орехи в мешке, а между тем современный глобальный мир преподносит такие сюрпризы, с которыми не справиться поодиночке. А значит, нам нужно учиться новым взаимоотношениям – таким, которые обеспечат выживание и процветание.
В августе Институт будущего лидерства опубликовал ролик, в котором собраны фрагменты выступлений Ариэля Шарона и Ицхака Рабина. По сути, они произносят одну речь:
«Граждане Израиля, позвольте мне сказать, что я тоже взволнован перед лицом экономического кризиса, который разрывает израильское общество. Нельзя оставлять Израиль разобщенным изнутри. В этот напряженный период мы обязаны вместе противостоять опасностям и вместе шагать навстречу надеждам. Я всегда верил, что большинство народа хочет лидерства. И это возможно. Это зависит только от нас, и, с Божьей помощью, так и будет. Спасибо вам большое».
В этой речи я заменил бы лидерство на поручительство, потому что оно уже доказало свои лидерские способности – и в древние времена, и в наши дни. А в остальном, неплохо сказано.
Ну так что, поручимся друг за друга на радость, а не на беду?
Олег Хлебников