Читайте также
Об этом говорится в исследовании вашингтонского издания Al-Monitor. Эксперты полагают, что почву для активного российского посредничества создало отчуждение, возникшее между Палестиной и Западом на фоне предложенной американцами "сделки века". Ее в арабском мире считают произраильской инициативой.
После отдельных встреч с палестинскими фракциями российская сторона может созвать общие переговоры, сообщил источник Al-Monitor в дипмиссии РФ в Рамалле. Как следует из его комментариев, это могло бы поспособствовать примирению палестинских движений и группировок, которые пока не демонстрировали единства по многим вопросам.
Однако пока Москва взвешивает, насколько это целесообразно, уточнил неназванный представитель российского дипведомства. Можно допустить, что ситуацию отчасти осложняет затянувшийся правительственный кризис в Израиле: созыв Россией масштабной межпалестинской встречи в таких условиях может быть неверно истолкован еврейским государством.
Пока Москва принимает палестинцев по отдельности. В начале этого месяца состоялся визит в российскую столицу делегации ХАМАС во главе с руководителем его политбюро Исмаилом Ханией. Он обсудил в Москве вопросы ближневосточного урегулирования с главой МИД России Сергеем Лавровым и спецпредставителем президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИДа Михаилом Богдановым. Глава политбюро ХАМАС указал на четыре шага к достижению межпалестинского примирения – формирование правительства нацединства, всеобъемлющие выборы в Палестине, проведение заседания Палестинского национального совета за пределами Рамаллы и созыв собрания руководителей всех палестинских фракций.
"Хочу подчеркнуть, что существует определенная "дорожная карта" по достижению межпалестинского единства, – заявил Хания на своей пресс-конференции по итогам визита в Россию. – И мы на всех наших встречах повторяем, что нам не нужно сейчас какое-то новое соглашение о национальном примирении". Руководитель политбюро ХАМАС добавил, что существует уже достаточное количество соответствующих соглашений. "Давайте, как мы сказали на наших встречах, искать механизмы, которые обеспечили бы выполнение этих соглашений, и такие решения, которые носили бы практический характер и позволили сдвинуть с места процесс урегулирования", – обратил внимание Хания.
Тем не менее вряд ли даже общая встреча представителей враждующих движений положит конец их борьбе за влияние. Так, в конкурирующем с ХАМАС палестинском движении ФАТХ сомневаются в искренности намерений своих оппонентов. Представитель ФАТХ Маджед аль-Футани связал дипломатию ХАМАС с желанием обеспечить собственные интересы. "Тем не менее мы приветствуем любые усилия России в этом направлении, поскольку они дополняют усилия Египта, который является главным спонсором досье по палестинскому примирению", – отметил аль-Футани. Вместе с тем он отверг идею о проведении всеобщей межпалестинской встречи на сторонней площадке – ФАТХ считает, что подобные переговоры должны проводиться в Палестине.
Противоречия между фракциями палестинцев стали видны четче после того, как в этом году администрация президента США представила "сделку века", которую раскритиковали за односторонний взгляд на конфликт. "То, что предложено, – это только видение", – заявил посол РФ в Израиле Анатолий Викторов, выступая накануне на круглом столе международного клуба "Валдай". По его словам, эту инициативу пытаются в принудительном порядке навязать одной из сторон. "А главные заинтересованные стороны во всем этом деле – это Израиль и Палестина, – отметил он. – С обеими сторонами мы поддерживаем дружеские отношения. Нужно учитывать взаимные интересы и взаимные обеспокоенности".
В экспертной среде полагают, что именно российская сторона может примирить палестинские фракции в условиях того недоверия к западной политике, которое возникло на фоне переноса американского посольства в Иерусалим и презентации спорной "сделки века". "Россия – значимый игрок в поиске консенсуса, способного стать единственным решением конфликта, – обратил внимание в разговоре с "НГ" старший преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики Григорий Лукьянов. – Сегодня палестинские лидеры менее всего готовы видеть в США посредника в отношениях как с Израилем, так и с арабскими странами. Посредническую роль могут сыграть как раз другие игроки".
На это указывают и слова самого Хании во время переговоров в Москве. "Россия – та страна, благодаря которой возникает некий баланс сил в регионе: она составляет своего рода противовес американо-израильской оккупационной политике, – подчеркнул политик. – Мы хотели бы отметить центральную роль России в регионе, в урегулировании палестинского конфликта".