Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+26+18
Иерусалим
+26+16

Мнения

А
А

Нетаниягу в 2020 году должен помнить о Черчилле лета 1945-го года

Несмотря на неоспоримое и неоправданное появление в мире мировых лидеров, несмотря на многие другие успехи этой политики, в марте 2020 года он может стать Черчиллем.

22.01.2020
Источник:mnenia.zahav.ru
רויטרס

Читайте также

Вне всякого сомнения, пятый Форум памяти Холокоста стал вершиной политической карьеры Биньямина Нетаниягу. Никогда ранее мероприятия такого уровня не проходили в Израиле. Никогда ранее они не собирали столь представительного состава участников: 45 глав правительств, спикеры парламентов, представители королевских дворов и самых известных в мире общественных организаций. Президенты России и Франции, наследный принц Великобритании. Для полной "домовой книги" не хватает только Дональда Трампа и Папы римского. А так все тут, в Иерусалиме.

Отдаю себе полный отчет в том, что такого состава гостей не было бы, не будь главной правительства Биньямин Нетаниягу. Снова позволю себе использовать слово "никогда": никогда ранее премьер-министр Израиля не занимал столь высокого места в неофициальном рейтинге мировых политиков. Более того, позволю предположить, что на данный момент Нетаниягу входит в топ-3, вместе с Трампом и Путиным. Вместе, а не после.

Но, несмотря на пик политической карьеры и политического влияния в мире, Биньямин Нетаниягу может повторить путь великого политика двадцатого века, признанного самым великим британцем столетия, Уинстона Черчилля. Этих двух политиков роднит не только любовь к сигарам - они оказались в одинаковой ситуации.

Летом 1945 года Уинстон Черчилль находился на пике политической карьеры. Завершилась вторая мировая война. Англия была одним из государств - победителей Германии, а Черчилль - единственным лидером европейского государства, не преклонившим колени перед Гитлером. Призванный народом в 1940 году на пост премьер-министра на волне негодования политикой умиротворения, которую проводил Невилл Чемберлен, и которая привела к бомбежке Ковентри, Лондона, и сделала реальной угрозу потери независимости, Черчилль стал символом английской несгибаемости, готовности идти до конца.

К лету 1945 года Черчилль воспринимался как один из трех вершителей мироустройства, вместе со Сталиным и Рузвельтом, а потом и Трумэном. Он казался гигантом, падение которого столь же невозможно, как банкротство дома Ротшильдов.

Но британцы думали иначе. И отдали предпочтение на выборах 1945 года не ему, а скромняге Этли. Как потом поясняли эксперты, общество было признательно Черчиллю за победу, но возложило на него ответственность за проблемы экономического характера. Вернее, за то, что Черчилль вовремя не переключил внимание с международных проблем на внутренние. Экономика победила величие, и в Потсдам, к Сталину и Трумэну, приехал уже Эттли.

Любопытная подробность: Эттли просил назначить выборы 1945 года на октябрь, Черчилль добился, чтобы это произошло раньше, еще летом, явно рассчитывая на долгую память избирателей и свой имидж победителя.

Консерваторы были уверены, что одного этого ему хватит для победы. Предвыборная кампания была построена исключительно на образе Черчилля, победителя, не вставшего на колени перед Германией, и сломившего хребет фашизму. Человека, равного дядюшке Джо и Рузвельту. Эттли же и лейбористы во главу угла поставили дороговизну жизни и экономические проблемы.

Черчилль говорил о великом, Эттли говорил о простом. Простое победило.

"Ликуд" строит свою предвыборную программу почти исключительно на образе Нетаниягу, как политика мирового класса, превратившего Израиль в государство, с которым считаются все сильные мира всего. Форум в Иерусалиме – классическая вишенка на этом торте предвыборной агитации за "Ликуд" и Нетаниягу. Вишенка вполне созревшая и, действительно, сладкая: никогда ранее с Израилем так не считались, как в годы второго пришествия Нетаниягу ко власти. 22-23 февраля 2020 года – апофеоз этого признания.

Но, несмотря на все это, несмотря на неоспоримое и заслуженное нахождение Нетаниягу в когорте мировых лидеров, несмотря на многие другие успехи этого политика, в марте 2020 года он может стать Черчиллем. А Ганц – Эттли, хотя это сравнение, как, впрочем, и любое другое, хромает.

А вот и отличия в образах Черчилля 1945-го года и Нетаниягу года 2020-го. Черчилль был неприятно удивлен поведением британского общества, проголосовавшего не за политика, сохранившего независимость страны и величие короны. Да что там Черчилль, весь мир был шокирован итогами голосования в Британии летом 1945 года. Если Нетаниягу утратит власть после выборов 2 марта, это будет все что угодно, только не сенсация.

Сенсация случилась уже давно. А потом еще раз. Дважды Нетаниягу не сумел сформировать правительство. Это Нетаниягу-то, чьи политические таланты и, в частности, умение договариваться в будущем, я уверен, станут предметом тщательного изучения на факультетах политологии в университетах разных стран.

Это был даже не сигнал тревоги. Это был набат. Строго говоря, сам факт того, что Нетаниягу дважды не сумел создать коалицию, уже говорит о его поражении, как политика. Поражении человека, для которого, казалось, нет ничего невозможного. В 1972 году, как любили говорить в СССР, был разбит миф о непобедимости канадских хоккейных профессионалов. Весной и осенью 2019-го года был развенчан миф о несокрушимом политике Нетаниягу.

Теперь, находясь на пике политической карьеры, он должен мспытывать тревогу. Если кто-то плавает, как утка, крякает как утка, то, скорее всего, он и является уткой. Если избиратель дважды не отдал "Ликуду" (мы говорим "партия", но подразумеваем, конечно же, Нетаниягу) достаточного количества голосов, то вряд ли стоит ожидать кардинальных перемен на третий раз.

Очевидно, что в Израиле в 2020 году, равно как в Великобритании в 1945 году, существует потребность в переменах. И кто из политиков ыстрее других почувствует это, тот и сорвет куш. А Нетаниягу следует помнить о событиях, которые произошли в туманном Альбионе летом 1945 года. Впрочем, что советовать сыну блестящего израильского историка, уж он-то знает, что эту дисциплину надо учить особенно тщательно. Весь вопрос - смиожет ли он снять корону и принять во внимание опыт человека, с которым Нетаниягу объединяет не только страсть к сигарам, но и умение находить выход из самых тупиковых политических ситуаций. Опыт того, кто стал для всего мира символом Британии, так же, как Нетаниягу стал для всего мира символом еврейского государства.

P.S. Анализируя причины победы Эттли в 1945-м году, эксперты предположили, что избиратель крайне негативно отнесся к непривычной для Британии предвыборной риторике. В частности, они сочли, что электорату консерваторов не понравилось, как те обвиняли "вигов" в том, что они, в случае победы, будут вести себя "как гестапо". У нас, разумеется, не Британия, но не исключено, что общество больше не испытывает доверия к политикам, позволяющим себе слишком резкие высказывания в адрес конкурентов. Мне бы очень хотелось в это верить.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке