Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Как жаль, что Турция потеряла Израиль

Если исходить из исторического опыта Израиля, стремившегося защитить своих гражданам, создавая между собой и врагом зоны безопасности, то чем бы ни завершилась нынешняя операция турецкой армии под названием «Источник мира», реальный мир, скорее всего, она

Валерий Кантор
18.10.2019
Источник:Haqqin.az

Читайте также

Кто-то из британских журналистов еще в середине семидесятых годов точно подметил, что об информации, добываемой шпионами, используемой военными и умалчиваемой дипломатами, мир в итоге узнает только от политиков.

И только в их интерпретации. Эта мысль пришла мне в голову сразу после недавнего выступлением Биньямина Нетаниягу, в котором израильский премьер поддержал мировые державы, осудившие Турцию за вторжение на территорию Сирии, предостерег Анкару и ее союзников от этнических чисток мирного курдского населения и пообещал, что Израиль приложит все усилия для оказания гуманитарной помощи «смелому народу Курдистана».

В контексте израильской внешней политики с ее традиционным неприятием декларативных заявлений и однозначных оценок, особенно, когда речь заходит о вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке, не затрагивающих напрямую интересы Еврейского Государства (бывают и такие!), выступление Нетаниягу выглядит довольно странно. Не случайно, официальная реакция израильского премьер-министра на операцию «Источник мира» сразу вызвала массу вопросов. К примеру, зачем Биби понадобилось угрожать Эрдогану? К чему углублять и без того запущенные отношения с Анкарой? Тем более, когда антитеррористический рейд турецкой армии уже в полный голос критикуют США, Франция, Иран, Германия, Лига арабских государств, а сам вопрос вот-вот вынесут на обсуждение Совета Безопасности ООН?..

«Спору нет, все понимают, на чьей стороне в этом конфликте симпатии Израиля, - рассуждают критики премьер-министра Нетаниягу, число которых в последнее время стабильно множится. - Понимают, что в общественном сознании израильтян Турецкая Республика (но не турецкий народ, что подтверждают социологические опросы) является, по сути, враждебным государством и что сам Израиль уже больше полувека поддерживает (хотя официально предпочитает об этом не говорить) курдов, оказывая им интенсивную военно-техническую и гуманитарную помощь. Но зачем говорить об этом прямо, нарушая «дворовой» принцип, по которому «двое дерутся, третий – не лезь!»? Тем более, когда в роли «третьего» выступают сразу несколько «супертяжеловесов» мировой политики?.. И не является ли это типичным для Нетаниягу популизмом и желанием укрепить падающий рейтинг за счет воинственных интонаций в такой чувствительной для израильтян теме, как противостояния с Турцией?..»

Что же, теоретически это возможно. Но думается, все же, что Биньямин Нетаниягу – искушенный и широко образованный политик, начинавший свою карьеру представителем Израиля в ООН, не для того извинялся в 2013 году перед Турцией и ее народом за историю с флотилией «Мармара», пытавшейся прорваться в сектор Газы, чтобы спустя шесть лет присоединяться к политической и экономической блокаде Турции, обрушиваться с критикой на ее руководство и сжигать последние мосты возможного примирения.

На мой взгляд, в его выступлении нет ни угроз в адрес Анкары, ни стремления осудить Турцию, подпевая многоголосому хору ее критиков. Призывая Эрдогана воздерживаться от этнических чисток гражданского населения и обещая оказать курдам именно гуманитарную помощь, Нетанияху недвусмысленно дает понять недавнему стратегическому партнеру Израиля, что по-настоящему его волнует только судьба мирного населения, которое может стать заложником боев с участием авиации и тяжелой артиллерии, а вовсе не сама операция по зачистке очагов террора, которую проводит турецкая армия.

Из чего следует на первый взгляд парадоксальный, но вполне логичный, если углубиться в историю, вывод: Израиль - возможно, единственная демократическая страна в мире, которая разделяет (естественно, не декларируя это публично) озабоченность Турции угрозой, исходящей от сосредоточенных на сирийско-турецкой границе курдских вооруженных формирований, а также ясно понимает, насколько важна цель операции «Источник мира», преследующая создание в районе сосредоточения курдских повстанцев зоны безопасности и заселение ее сирийскими беженцами, чтобы в итоге повесить, наконец, замок на «сквозную» границу с сирийским соседом.

Понимание это, естественно, не случайно: операция «Источник мира» проводится турецким руководством, практически, по тем же «лекалам» и с теми же целями, с которыми Израиль в 1985 году создавал зону безопасности в Южном Ливане, удерживая это пространство в качестве заслона от террористических вылазок подразделений «Хизбаллы» вплоть до 2000 года. Пока, под давлением мирового сообщества (такого же, примерно, какое сегодня испытывает на себе Турция) и вследствие сомнительного решения тогдашнего премьер-министра Эхуда Барака, Израиль не вынудили уйти из зоны безопасности, после чего, всего шесть лет спустя, спонсируемая Ираном «Хизбалла» обрушила на север Израиля почти пятнадцать тысяч ракет.

По схожему образцу, вплоть до 2005 года, Израиль держал под своим контролем буферную зону на севере сектора Газы, ограничивая тем самым дальность полета ракет ХАМАС и вылазки ее боевиков. После чего - опять-таки, под давлением общественности, вывел войска, а также несколько десятков тысяч еврейских поселенцев. И получил от палестинцев в качестве благодарности за жест доброй воли без малого пятнадцать лет беспрерывных ракетных обстрелов населенных пунктов городов юга Израиля…

Увы, проявить это понимание публично и объяснить своим союзникам на Западе и, прежде всего, Соединенным Штатам, объективные причины, вынудившие Турцию на столь серьезное обострение ситуации в регионе, Израиль не может.

И не только потому, что Турция делает все, чтобы забыть о былом стратегическом партнерстве двух светских государств, двух политических систем, позволившее обоим партнерам не только стать ведущей в экономическом и военном отношении силой в регионе, но и сформировать определенную духовную общность двух неарабских государств на огромном пространстве арабского Ближнего Востока, которых объединили демократический путь развития, отсутствие надежных региональных союзников и опора на собственные силы.

Не только потому, что Турция не хочет вспоминать о времени, когда обе страны поддерживали высочайший уровень экономического, военно-технического и научного сотрудничества, а Биньямин Нетанияху заявлял с трибуны Кнессета, принимавшего в качестве почетного гостя великого Сулеймана Демиреля, что «…когда речь заходит о братских отношениях между Израилем и Турцией, в израильской политике нет коалиции и оппозиции, в этом вопросе мы едины!»

И даже не потому, что ни в период расцвета израильско-турецкого партнерства, ни в нынешних условиях «холодного мира» болезненная для Турции курдская тема никогда не была поводом для недопонимания, поскольку, поддерживая идею независимости курдского народа, Израиль оказывал помощь только Демократической партии Курдистана, которую признает и Анкара, и никогда не контактировал с Рабочей партией Курдистана, противостоящей Турции с оружием в руках.

Израиль не станет помогать своему бывшему партнеру, прежде всего, потому, что на Востоке и, тем более, на Ближнем Востоке любая форма миротворчества, готовность к компромиссу, намек на нежелание мстить за нанесенное оскорбление или даже просто протянутая дружески рука воспринимаются, как откровенная слабость. Которую Еврейское Государство, в силу ряда понятных причин, позволить себе не может…

И в завершении, небольшой прогноз на будущее. Если исходить из исторического опыта Израиля, стремившегося защитить своих гражданам, создавая между собой и врагом зоны безопасности, то чем бы ни завершилась нынешняя операция турецкой армии под названием «Источник мира», реальный мир, скорее всего, она не принесет: рано или поздно мощное давление со стороны сверхдержав заставит Турцию вернуться на свою территорию, после чего зона безопасности вновь превратится в очаг перманентной угрозы.

Так что, и Турция, и Израиль самой историей обречены идти путем беспрерывного отстаивания своей независимости и права самостоятельно, без давления и вмешательства извне, определять ее содержание и границы.

На этом пути, усеянном бесчисленными испытаниями, разочарованиями и потерями, есть только один «ограничительный» знак - его не проходят в одиночку, без испытанных союзников, убежденных единомышленников или, хотя бы, честных партнеров, которые не станут вести за твоей спиной двойную игру.

Израиль, который следует этим путем восьмой десяток лет, на собственном опыте сформулировал приемлемую концепцию партнерства, в соответствии с которой друг – это тот, кто любит твою страну, невзирая на ее недостатки, а враг – это тот, кто ненавидит твою страну, невзирая на ее достоинства. Не случайно Израиль давно уже сбился со счета своих явных и скрытых врагов и поименно помнит каждого из друзей.

Отсюда, собственно, и надежда руководства Еврейского Государства увидеть в конце концов в Турции хоть какие-то черты некогда верного друга и надежного партнера.

Надежда, которая еще не умерла, но которая с каждым годом становится все более иллюзорной.

Что же касается самой Турции, то она пока в сторону Израиля даже не смотрит.

Видимо, подыскивает равноценную замену…

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке