Читайте также
На мартовском параде в Бельгии его участники танцевали под песню о еврейской жадности, везя на платформе фигуры в костюмах ортодоксальных евреев, стоявших на мешках с деньгами, и с крысой на плече. В августе в одной крупной бельгийской газете была опубликована статья, где израильские евреи описывались как люди, укравшие чужую землю, с комплексом превосходства и «ужасными носами». А в начале сентября местный политик представил в престижной брюссельской художественной галерее свою картину со свастикой, и надписью «И Бог создал А. Гитлера».
Подобные инциденты не являются чем-то необычным в Западной Европе, где вернулись времена публичных проявлений антисемитизма. Но их защита властями и ведущими представителями гражданского общества вызвала озабоченность тем, что антисемитизм получает в Бельгии такой уровень признания, который не может сравниться с некоторыми другими западноевропейскими странами.
«Нет ничего уникального в распространенности и характере антисемитизма в Бельгии», – говорит Джоэль Рубинфельд, бывший сопредседатель Европейского еврейского парламента и нынешний президент Бельгийской лиги против антисемитизма. «Что необычно, так это то, что в последнее время у нас произошел ряд инцидентов, когда чиновники, общественные деятели и представители культурного сообщества защищают антисемитизм. Это довольно тревожное развитие событий, которое, я думаю, только в Бельгии достигло такого уровня».
В случае с парадом, ежегодным мероприятием в городе Алст, которое признано ЮНЕСКО как событие, имеющее значение для европейской культуры, как организаторы, так и мэр Кристофом д’Хайзе, защищали этот показ как составную часть традиции высмеивания во время парада. На параде 2013 года была показана платформа, где участники, одетые в нацистскую форму держали банки с надписью «Циклон B» (ядовитый газ, используемый для убийства евреев), и шли рядом с людьми, изображавшими жертв Холокоста. Организаторы защищали и этот показ. На прошлой неделе Д’Хайзе защищал парад перед чиновниками ЮНЕСКО в Париже. «Крайне важно еще раз объяснить людям из ЮНЕСКО, что карнавал в Алсте никоим образом не имел и не формировал никаких антисемитских или расистских намерений – совсем наоборот», – сказал Д’Хайзе в интервью агентству «Belga».
После скандала по поводу публикации 27 июля в газете «De Morgenг» статьи об «ужасных носах» главный редактор газеты поддержал автора статьи Дмитрия Верхюльста. Эта статья «предсказывала нынешний скандал, утверждая, что любая жесткая критика в адрес Израиля всегда будет толковаться как антисемитизм», – написал редактор газеты Барт Экхаут. Этот инцидент последовал за новостями о том, что бельгийские прокуроры решили не преследовать владельца кафе, который в 2014 году повесил на своем окне табличку «Собаки могут войти, но евреи не допускаются». По словам Рубинфельда, дело было прекращено, после того, как еврейская община отказалась отозвать обвинения в обмен на извинения. «В последнее время мы наблюдали череду антисемитских инцидентов, когда реакция была столь же тревожной, как и исходная проблема», – заявил Менахем Марголин, директор Европейского еврейского фонда в Брюсселе. «Существует опасение, что антисемитизм делает здесь необычные успехи». Не все такие примеры являются недавними.
В 2016 году бельгийская школа заявила, что «гордится» тем, что один из ее учителей выиграл приз на конкурсе карикатур о Холокосте в Иране. Люк Дешимаекер стал победителем второго Международного конкурса карикатур о Холокост в Тегеране за рисунок с изображением надписи «Arbeit Macht Frei» над стеной с постами охраны — предположительно сравнивая израильский забор безопасности вдоль Западного берега с воротами в Аушвице. На фоне бурного международного осуждения школа и муниципалитет в родном городе Дешимаекера Торхауте удвоили его поддержку. Мэр назвал Дешимаекера «культурным послом».
Еще один случай произошел в 2017 году, когда адвокат бельгийского антирасистского ведомства защищал палестинца, которому он пытался помочь избежать осуждения за разжигание ненависти в виде призывов к убийству евреев. Адвокат сказал, что осуждение было «искажением правосудия вместо истинного правосудия». Позже Центр фламандского языка жестов отстаивал включение жестов, обозначающих крючковатый нос и пейсы в свой словарь как приемлемые определения слова «еврей». «Это может рассматриваться как оскорбление в 2019 году, но эти жесты … не были предназначены для оскорбления», говорится в заявлении.
В других странах Западной Европы выражения того, что основные еврейские организации считают антисемитизмом, встречаются довольно регулярно. Но ответственные лица, редко защищают их. Например, в соседних Нидерландах телекомпания BNNvara на прошлой неделе извинилась за то, что позволила позвонившему в студию разглагольствовать в течение четырех минут о «жадных евреях», которые «должны быть уничтожены». В 2014 году министерство юстиции Нидерландов приостановило деятельность, а затем уволило проект – менеджера за то, что тот написал, что ИГИЛ является «частью плана сионистов, которые намеренно пытаются очернить имя ислама». В августе норвежская государственная телекомпания NRK принесла извинения за то, что показала мультфильм, в котором игрок в «Скрэббл» формирует слово «еврейские свиньи».
Во Франции в прошлом году телекомпания исключила певицу Меннель Ибтиссем из своего телепроекта «Голос» после того, как выяснилось, что в 2014 году она написала твит о том, что Израиль является «незаконным и зловещим государством». А в Великобритании обвинения в антисемитизме сильно повредили публичному имиджу Лейбористской партии под руководством Джереми Корбина. Лидеры еврейской общины и другие обвиняют Корбина, который назвал ХАМАС и Хезболлу своими друзьями в поощрении антисемитизма.
Согласно опросу сотен респондентов в нескольких странах Западной Европы, проведенному в 2015 году Антидиффамационной лигой, у Бельгии оказался один из самых высоких показателей антисемитизма, причем около 21% респондентов высказывали то, что ADL считала антисемитскими настроениями. Во Франции, Великобритании, Германии, Нидерландах, Дании, Норвегии и Швеции этот показатель был ниже, и составил 17 %.
Йохан Бенизри, президент организации CCOJB, представляющей франкоязычных бельгийских евреев, сказал, что ответ общества на антисемитизм не так хорош, как в некоторых других западноевропейские страны – не потому, что у Бельгии есть уникальная проблема антисемитизма, а из-за культурных норм, которые могут быть связаны с историей этнической напряженности между французским и фламандским населением Бельгии «Мы не любим раскачивать лодку», – сказал Бенизри. Даниэль Розенберг, член общины синагоги «Сталинград» в Брюсселе, согласен с этим. «Я думаю, что проблемы в Бельгии в конечном счете не уникальны, а являются частью более крупной проблемы, в которой евреи рассматриваются через призму отношения к Израилю, и где основные средства массовой информации стали средством распространения этой ненависти», – сказал он.
jta.org