Уже в феврале 2019 года, когда блок «Кахоль Лаван» только родился, ему предрекали недолгую жизнь. Команда, созданная за два дня, возглавляемая тремя генералами и одним журналистом, явно предназначалась для забега на короткую дистанцию. В случае победы на выборах у бело-голубых еще были шансы какое-то время удержаться вместе, но многие были уверены, что в оппозиции этот союз не выживет. Слишком разных взглядов и подходов придерживаются входящие в него деятели, слишком мало в списке опытных политиков, слишком трудно долго балансировать на грани между правой и левой позицией. Главный упрек, который предъявляли «Кахоль Лаван» – отсутствие четкой программы.
Правда, итоги апрельского голосования показали, что лозунга «Только не Биби!» вполне достаточно для массовой поддержки избирателей. Блок Ганца-Лапида занял почетное второе место и в какой-то момент даже надеялся перехватить инициативу по формированию коалиции.
Читайте также
Повторные выборы стали для списка неприятным сюрпризом не только потому, что обнулили полученный, вполне достойный результат. Сборной генералов и Лапида пришлось снова бежать к заветному финишу, а на это их сплоченности уже почти не хватает. Внутренние противоречия, изначально обусловленные пестрым политическим составом, выливаются в нынешние склоки в рядах «Кахоль Лаван».
Поводом для последнего скандала стало появление ролика, в котором глава «Еш Атид» едко высмеивает ультраортодоксов, что вызвало возмущение его партнеров по блоку. На новом витке предвыборной кампании бело-голубые старались не задевать харедим чтобы оставить себе шанс на создание общей коалиции. Почему Лапид нарушил это неписанное соглашение и существует ли вообще какая-то координация между лидерами блока?
В «Кахоль Лаван» изначально не было консенсуса по поводу отношения к харедим. Поэтому сегодня Ганц наводит контакты с влиятельными хасидскими дворами, а «Еш Атид» ведет агрессивную атаку на ортодоксов. Лапид давно раздражает соратников своей независимостью; его партия проводит самостоятельную политику, у нее отдельный предвыборный штаб и, как свидетельствуют источники, Лапид не появляется в штабе Ганца. К тому же он по-прежнему заявляет свои претензии на кресло премьер-министра, что совсем не нравится генералам.
Более конспирологическая теория гласит, что «Кахоль Лаван» пытается усидеть на двух стульях: Лапид нападает на харедим, удерживая светский электорат, а Ганц и компания его нарочито порицают, чтобы сохранить приличные отношения с ортодоксами. Звучит интригующе, но трудно ожидать таких хитроумных, а главное – согласованных ходов от политиков, которые никогда не отличались умением договариваться. Помимо всего прочего, склоки и скандалы не добавляют популярности списку, который и так уже потерял около шести мандатов, согласно текущим опросам.
Многие эксперты по-прежнему полагают, что «Кахоль Лаван» распадется сразу после выборов. Сегодня на этом разрыве настаивают харедим, которые готовы вступить в коалицию с Ганцем, но не хотят видеть в ней «Еш Атид». Коалиция мечты для ультраортодоксов выглядит так: они сами, Ликуд, Ганц (без Лапида) и мелкие правые партии. Они согласны и на союз с левым блоком, но опять же без «Еш Атид».
Больше всего нынешний разлад в «Кахоль Лаван» выгоден Нетаниягу, который давно терпеть не может Лапида. Если Ганц разорвет союз с «Еш Атид», то Биби получит в его лице ослабленного и более сговорчивого партнера для правительства национального единства. Кроме того, противостояние Лапида и ультраортодоксов подрывает позиции Либермана, который строит свою пропагандистскую кампанию на антиклерикальных лозунгах. Отправить Лапида и Либермана в оппозицию – идеальный вариант и для Нетаниягу, и для ультраортодоксов.
Яир Лапид и сам понимает, что с генералами ему недолго будет по пути. Оставаясь в одном блоке с движением, которое не скрывает своей готовности к союзу с харедим, он теряет своих светских сторонников – и потеряет их окончательно, если окажется в коалиции с ШАС и «Йехадут а-Тора». С другой стороны, он знает, что при всем своем раздражении Ганц, Яалон и Ашкенази не расстанутся с ним до выборов, и может позволить себе зарабатывать очки за их счет. Активная деятельность Лапида выгодно отличается от невыразительной предвыборной кампании генералов, которые, во-первых, не обладают таким опытом политической борьбы, а во-вторых, боятся лишний раз задеть потенциальных союзников.
У блока «Кахоль Лаван» есть еще один объединяющий фактор, помимо электорального интереса, – ненависть к нынешнему премьеру. Генералы, возможно, пойдут на широкую коалицию с Ликудом, но они хорошо понимают, что в этом случае будут не партнерами Биби, а его добычей. Задача максимум для блока – получить столько мандатов, чтобы создать правительство без Нетаниягу, поэтому главная идея предвыборной кампании остается прежней: «Только не Биби!».
На фоне этих страстей проблемы русскоязычной общины интересуют «Кахоль Лаван» так же мало, как и перед апрельскими выборами. Но поскольку за «русские» голоса вдруг развернулась нешуточная борьба, движение, которое претендует на власть, разумеется, не может оказаться в стороне. В конце июля бело-голубые открыли предвыборный штаб на русском языке и пообещали избирателям «работать на вас, а не использовать вас». Эту пламенную речь произнес… опять Яир Лапид. Что касается Константина Развозова, который представляет нашу алию в списке «Кахоль Лаван», то его голос слышен еще меньше, чем голоса осторожных генералов.
Что будет, если движение достигнет заветной цели и обгонит Ликуд на выборах (хотя поверить в это трудно)? Судя по нынешним разногласиям, Ганцу придется выбирать между Лапидом и харедим, а это практически исключает возможность создания коалиции, учитывая, что Либерман согласен войти только в правительство национального единства. Таким образом, победа «Кахоль Лаван» окажется бесполезной и не принесет власти левому лагерю.