Читайте также
Глава Мосада Йоси Коэн заявил, что "сейчас имеется редкая возможность, возможно, уникальная в истории Ближнего Востока, достичь регионального понимания, которое приведет к всеобъемлющему мирному соглашению". В своем выступлении на Герцлийской конференции Коэн объяснил, что "общие интересы, с одной стороны, и борьба против исламистов и Ирана, с другой, а также отношения с Белым домом и Кремлем создают "окно возможностей", которое, возможно, не повторится".
"Мосад предназначен для защиты Государства Израиль от угрозы войны, но он играет не менее важную роль в выявлении возможностей для мира. Мы занимаемся этим много лет, и задача Мосада заключается в том, чтобы быть партнером в этих усилиях и, возможно, руководить ими", - сказал Коэн.
Он описал ситуацию в регионе и указал, что есть страны, которые фактически признают существование Израиля и поддерживают с ним сотрудничество, причем две из этих стран подписали с еврейским государством мирное соглашение - Египет и Иордания. "К этому очень важному кругу присоединились другие страны, некоторые из них поддерживают тайные контакты. У нас еще нет официальных мирных соглашений, но есть общие интересы и открытые отношения", - сказал он и добавил. - Это растущая группа серьезных стран, стремящихся к сотрудничеству, к справедливому и реальному решению конфликтов в регионе".
Кроме того, глава Мосада заявил на конференции, проведенной Институтом политики и стратегии при Междисциплинарном центре в Герцлии, что в последние четыре года Израиль предпринял ряд "открытых и тайных действий" против иранского укрепления в Сирии, "только небольшая часть которых стала известна публике".
"Мы не заинтересованы в конфронтации с Сирией, но мы не можем согласиться с тем, что Сирия станет плацдармом, на котором иранские силы будут базироваться против нас. Мы не согласимся с тем, что Сирия станет перевалочной базой для передачи оружия "Хизбалле" в Ливане", - заявил он.
Его слова прозвучали утром того дня, когда СМИ сообщили об израильских атаках иранских объектов в Сирии, которые было совершены с воздуха и моря. Министерство обороны Сирии заявило, что системы противовоздушной обороны отражали атаки в Дамаске и Хомсе. По данным сирийской оппозиции, 16 человек были убиты.
"Иран способен разжечь пожар в регионе"
В своем выступлении Коэн добавил, что Мосад заметил новую тенденцию: "Из-за операций, которые я упомянул, Иран и "Хизбалла" сейчас пытаются перебросить часть своих баз в северную Сирию, где, как они ошибочно полагают, нам будет труднее их достать. Кроме того, в Ираке и Ливане создаются базы и заводы современного оружия. Я надеюсь, что Сирия стремится к восстановлению, и я надеюсь, что тишина будет сохраняться и в Ливане".
Он сказал, что Ливан тоже фактически превращается в иранскую базу для действий против Израиля, и предупредил, что "во время войны Ливан может пострадать из-за оборонительных действий Израиля". По его словам, ливанское правительство должно реализовать свой суверенитет и не дать Ирану и "Хизбалле" возможности производить наступательное оружие. Одна из основных целей Мосада, как сказал Коэн, - действия по сокращению влияния Ирана в регионе.
Коэн также коснулся нападений на танкеры в Персидском заливе, и сказал: "Я с уверенностью говорю вам, что за этими атаками стоит Иран". "Страны не готовы терпеть бандитское поведение Ирана", - добавил он.
"В одном нельзя обвинить Иран – в наивности и добрых намерениях. Даже когда он подписал ядерное соглашение, он сделал это не из-за желания измениться, а из-за огромного давления, которое на него оказывалось на всех уровнях, в первую очередь из-за экономических санкций. Иран ведет безответственную кампанию, которая может разжечь пожар в регионе, нуждающемся в прямо противоположном – подчеркнул глава Мосада. - Иран продолжает рассматривать терроризм как законный инструмент влияния и лишь старается не оставлять своих отпечатков пальцев".
Что касается увеличения Тегераном темпов и объемов обогащения урана, о котором он объявил в ответ на санкции и выход США из ядерного соглашения, Йоси Коэн заявил, что на данный момент речь идет об уране относительно низкой степени обогащения. "Угроза состоит в том, что он может увеличить степень обогащения, и поэтому мир не должен допустить этого, - добавил он. - Израиль не подписал ядерный договор, но у Мосада есть договор с гражданами Государства Израиль, в котором мы обязуемся сделать все возможное, чтобы у Ирана никогда не было ядерного оружия".
Таль Шалев, Walla!News