Читайте также
Главные темы новых выборов пока недалеко ушли от предыдущих. Политики и агитаторы по-прежнему ломают копья по поводу противоречий между правыми и левыми, места религии в обществе, ограничения полномочий БАГАЦА. И, как происходит уже много лет, глава правительства продолжает вербовать союзников и шельмовать противников. По большому счету, в этом репертуаре ничего не изменилось, хотя стоило хотя бы искусственно создать новые направления, чтобы не повторять мантры прошлой кампании.
Противостояние левых и правых и их взаимное запугивание избирателей продолжается скорее по традиции – особого смысла в нем уже нет. Если говорить о главном водоразделе – палестинском вопросе, то в следующей каденции любому правительству придется иметь дело с планом Трампа, который оба лагеря считают оптимальным для Израиля. Не случайно Кахоль Лаван собирается бороться за правые голоса, выводя на поле боя тяжелую артиллерию движения ТЕЛЕМ: Моше Яалона, Йоаза Хенделя и Цви Хаузера, а эксперты прогнозируют Либерману увеличение мандатов за счет «бело-голубых» избирателей и Аводы.
Даже в отношении ультраортодоксов и Ликуд, и Кахоль-Лаван практически солидарны – все они готовы на союз с харедим, хотя постараются не поднимать этот вопрос до выборов, чтобы не отпугнуть электорат.
Предыдущие выборы научили политиков, как легко пропасть поодиночке, поэтому появились тенденции к объединению. Ликуд уже принял в свое лоно «Кулану», и Нетаниягу хочет собрать под свое крыло все правые партии. Беннет пока ведет переговоры только с Фейглиным, «бело-голубые» призывают Аводу и МЕРЕЦ создать единый блок. Состоятся ли эти союзы и насколько они будут жизнеспособны, покажет время. Левые уже много лет дробятся, а не консолидируются, но на этот раз их может объединить ненависть к Нетаниягу. Что касается правых, то им для полного единодушия как раз не хватает общего врага, как Биби ни старается выставить таким врагом Либермана.
НДИ оказывается «между стульями», и Либерман обещает добиться создания правительства национального единства без религиозных партий. В Израиле уже были политические силы, пытавшиеся объединить правую позицию с антиклерикальной направленностью: «Третий путь», Цомет, в какой-то степени Шинуй, возглавляемый отцом нынешнего руководителя Еш Атид, Томми Лапидом. Все они канули в небытие после кратковременного взлета. Практика показывает, что никакой «третий путь» в израильской политике невозможен – не потому, что его нет в принципе, а потому что обществу привычнее делиться на лагеря, избиратель чувствует себя увереннее, зная, что находится справа либо слева.
Провал коалиционных переговоров из-за закона о призыве вызвал в обществе новую волну дискуссии о месте религии в обществе. Хотя антиклерикальную тему уверенно «оседлал» Либерман, все политики условного левого центра постараются отжать из нее максимум. Ликуд и Биби подвергаются бессчетным нападкам за свои уступки ультраортодоксальным партиям. Но, с другой стороны, харедим показали себя в последних событиях не с самой худшей стороны. Во-первых, они все же соглашались на компромисс, во-вторых, в очередной раз продемонстрировали, что умеют добиваться своего. К тому же у них появился союзник в лице Бецалеля Смотрича, выступающего за «государство Галахи». И если одних избирателей это отталкивает от правого лагеря и бросает в объятия либо Кахоль Лаван, либо НДИ, то очень многие (причем не только ортодоксы) не против, чтобы государство строилось на основах иудаизма. Противники закона о призыве будут пугать народ Израиля гей-парадами и нашествием олим-неевреев. Подразумевается, что и от того, и от другого может спасти только право-религиозное правительство.
Как это часто бывает, действие порождает противодействие, и на фоне возмущения против религиозного давления в обществе зарождается поддержка ультраортодоксов. Сегодня СМИ вспоминают об их роли в возрождении Израиля, о тех харедим, которые служат в армии. Пока для большинства израильтян правая коалиция с харедим предпочтительнее левой. Именно с этой тенденцией будут бороться Либерман и левый лагерь – но бороться не вместе, а по отдельности, перетягивая одеяло каждый на себя.
Вопрос ограничения полномочий Верховного суда приобретает особую остроту, поскольку тесно связан с так называемыми личными законами Нетаниягу, призванными обеспечить ему судебную неприкосновенность. Все враги Биби будут, как и прежде, муссировать эту тему на фоне приближающихся слушаний по делу премьера. Однако в последнее время деятельность хронически распущенного Кнессета настолько маловыразительна, что вмешательство в его дела БАГАЦа кажется меньшим из зол, по сравнению с политическими игрищами. Судебная реформа нужна, но личный интерес Биби делает ее сомнительной в глазах избирателей.
Нетаниягу готов по-прежнему развивать тезис: «Кто если не я?», но ему придется трудно. Раздражение против «царя Биби» растет даже в самом Ликуде, не говоря уже о конкурентах. Однако если другие политики снова построят свою предвыборную кампанию исключительно на противостоянии Нетаниягу, то тем самым окажут ему услугу. В деле сведения счетов и обличения соперников Биби нет равных. Либерману в Ликуде уже припомнили все его грехи, обвинив в тайной левизне и предательстве интересов олим. Резко обрушились сторонники Биби и на Моше Яалона, сравнившего Ликуд с ХАМАСом. В этой отповеди снова, хоть и некстати, прозвучало слово «левый» в адрес Кахоль Лаван.
В очередной кампании опять не находится места для вопросов экономики, социальной сферы, здравоохранения, образования. И это объяснимо: социальные лозунги приносят партиям мало голосов по сравнению с войной «лагерей». Поэтому ярлыки «левый» и «правый» остаются главными аргументами в предвыборных баталиях, хотя жизнь давно стала сложнее и многообразнее. Но самое печальное, что на эти триггеры по-прежнему реагируют избиратели. В конечном итоге они будут голосовать, исходя из «правизны» или «левизны» своих избранников. Так зачем политикам менять метод, если он работает?