Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Государство Израиль против государства Галахи

Нынешний политический кризис в Израиле, спровоцированный законом о всеобщей воинской обязанности, вновь дает серьезные основания говорить о «религиозном засилье». Получается, что сравнительно небольшая фракция диктует свои условия целой стране.

05.06.2019
Источник:Детали
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Нынешний политический кризис в Израиле, спровоцированный законом о всеобщей воинской обязанности, вновь дает серьезные основания говорить о «религиозном засилье». Получается, что сравнительно небольшая фракция диктует свои условия целой стране и отправляет всех граждан на перевыборы, требуя поправок в уже согласованный сотни раз закон о призыве.

Тема влияния религиозного фактора в Израиле, вновь вышедшая на первый план, сама по себе является критически важной и дает повод глубже рассмотреть тот же феномен в современном мире и в Израиле, в частности.

По разным демографическим прогнозам, если рождаемость в религиозном секторе будет сохраняться на нынешнем уровне, число ультраортодоксов в ближайшее десятилетие стремительно вырастет, соответственно вырастет число их избирателей, и мы окажемся в государстве Галахи.

Мы не будем сейчас анализировать демографические прогнозы, которые уже не раз опровергались жизнью. Другое дело, что настойчивость деятелей религиозных партий, постоянно стремящихся переменить ситуацию в свою пользу, вызывает тревогу и возмущение.

Выбивание различных льгот, ужесточение правил торговли и проезда общественного транспорта, проведение работ в субботу и многое другое раздражает тех, кто считает такое поведение посягательством на их образ жизни и желанием увеличить долю в бюджете за счет других.

С другой стороны, можно усмотреть в этом обычную политическую борьбу групп влияния, каждая из которых стремится угодить своему электорату. Является ли он ультраортодоксальным, национально-религиозным, националистическим, национал-социалистическим, социалистическим или либерально-демократическим (а все эти оттенки присутствуют в израильском политическом спектре) — это не принципиально. Главное, чтобы борьба шла по более-менее согласованным правилам.

Если светский лагерь не в состоянии выдвинуть таких лидеров и программу, которая побудила бы его избирателей прийти на участки, чтобы обеспечить победу своему блоку и создание коалиции без участия религиозных партий, то его оппоненты в этом не виноваты. Если «Кахоль-лаван», «Авода» и МЕРЕЦ не готовы объединится, чтобы получить шанс стать самой большой партией — то не интриги Биби, Либермана или «Еврейства Торы» тому виной.

Однако не надо думать, что наличие партий религиозного толка само по себе является отрицательным моментом. Рост влияния религиозного фактора на мировую и внутреннюю политику – объективный факт. Нынешнюю эпоху называют периодом «конфликта цивилизаций», на острие которого находится противостояние иудео-христианской и исламской цивилизации. И наличие религиозных партий в Израиле — это не какой-то пережиток прошлого.

Возьмем хотя бы Европарламент, выборы в который прошли совсем недавно. По их итогам, так же как и на протяжение всей его истории, крупнейшей партией стала Европейская народная партия, официальной идеологией которой является христианская демократия.

Собственно, Европейская народная партия состоит из христианско-демократических партий Европы, которые являются правящими в большинстве стран ЕС. Более того, сам Евросоюз построен на принципах христианской демократии.

Рассмотрим, как в современный период в близком к нам регионе именно религиозные партии выступили локомотивом эффективного и гармоничного развития, превратив Европу в континент мира и процветания.

Христианские демократы — автономное от церкви, политическое движение, выступающее за решение социальных- экономических проблем при соблюдении христианских принципов. Исторически это движение породил сам Ватикан, еще в начале XX века, выпустив ряд энциклик, посвященных социальным вопросам, и фактически, дав добро на создание католических партий. Однако многие из них скомпрометировали себя сотрудничеством как с фашистами, так и с коммунистами.

После Второй мировой войны из этих традиционных партий выделилось демократическое крыло, которое заложило европейский путь, как золотую середину, избегающую крайностей как индивидуализма, так и коммунизма. В крупнейших европейских странах Германии, Франции и Италии именно христианско-демократические партии играют ведущую роль в правящих коалициях. При этом христианские ценности для них имеют практический смысл.

В программах всех христианско-демократических партий провозглашено, что христианство является основой политического порядка, а Библия дает представление о принципах справедливого правления, основанного на примате духовности над материальными ценностями.

Политика должна иметь моральный фундамент, а общественным преобразованиям должно предшествовать нравственное усовершенствование людей. Согласие, смирение, покаяние, терпимость являются не только личными, но и политическими ценностями.

Мы не будем касаться всех принципов христианской демократии, упомянем лишь два ключевых, касающиеся как личности, так и общества. Это принцип персонализма

(примат личности), гласящий, что у человека есть данное ему свыше предназначение, поэтому его жизнь не ограничена удовлетворением материальных потребностей, но связана с его духовным развитием.

Эту концепцию активно продвигал Николай Бердяев. Согласно ей, для реализации принципа народного суверенитета необходимо, чтобы как народ, так и его лидеры обладали высокими нравственными качествами.

Другой принцип – коммунитаризма (не путать с коммунизмом), или общинности. Его разработчиком в современной форме является израильтянин Амитай Эциони, который вскоре после получения степени магистра в Еврейском университете переехал в США, где стал одним из ведущих социологов.

Коммунитаризм подчеркивает, что миссия человека состоит не в личной конкуренции с другими людьми или в исполнении функций в государстве, а в том, чтобы реализовать себя как члена естественных ячеек общества: семьи, профессии, региона. В 1995 году Эциони опубликовал работу «Дух общности: права, обязанности и программа коммунитаризма». В ней он призвал дать новую жизнь институтам семьи, школы и других общественных форм, избавив их от влияния государства.

Все идеологи христианской демократии сходятся на том, что ее истоком является Ветхий Завет, где говорится о тех принципах, на которых она зиждется: естественные права, разделение властей, суверенитет, верховенство закона, правление с согласия и на благо управляемых.

Очень грустно видеть, что в Израиле, где зародились эти принципы, большинство лидеров религиозных партий не только не выдвинули каких-либо идей, могущих продвинуть современное государство, общество и личность, но, напротив, формально отрицая существование государства, они изо всех сил стремятся урвать кусок побольше от его благ, являя собой худшие образцы местечкового политиканства.

Но и те, кто потакает им или неспособен выработать нечто новое, подобное тому, что удалось нашим соседям, выглядят не намного лучше.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке