Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель Авив
+19+13

Мнения

А
А

Цифровое расслоение

Парадокс: в ближайшем будущем технологии станут уделом бедных, а признаком статуса, напротив, станет общение лицом к лицу. Новый тренд уже вовсю обсуждают эксперты.

mobile
Фото: Getty Images

Человеческий контакт превращается в роскошь

Парадокс: в ближайшем будущем технологии станут уделом бедных, а признаком статуса, напротив, станет общение лицом к лицу. Новый тренд уже вовсю обсуждают эксперты. 

Сначала об информационных поводах. В недавнем аналитическом отчете, выпущенном авторитетным Luxury Institute, прямо говорится: большинство брендов сегодня пытаются автоматизировать все, что только могут, и как можно быстрее. Мол, для компании Amazon, которая продает с помощью своих сервисов туалетную бумагу или, допустим, моющие средства,- это хорошо. А вот для сегмента люкс, напротив, смерти подобно, ведь этот сегмент веками делал ставку на человеческий контакт - на всевозможных личных водителей, консьержей, метрдотелей и т.д. Возьмем Walmart (компанию, управляющую сетью оптовой и розничной торговли, США): сейчас там экспериментируют с консьерж-сервисом для богатых нью-йоркских семей. Его суть проста: достаточно отправить текстовую заявку на то, что тебе нужно купить, и заказ привезут в тот же день, подписка - 50 долларов в месяц, подключение только по приглашению. Так вот эксперты подчеркивают: это путь в никуда! 

За кем же будущее luxury? Оказывается, за новичками вроде инновационной онлайн-платформы Wishi.me, которая предоставляет услуги стилистов для своих клиентов: такой вполне себе живой стилист сможет помочь не утонуть в бурных водах онлайн-шопинга. Основной посыл экспертов: пока Amazon и Walmart ратуют за автоматизацию и за то, чтобы избавиться от человека, индустрия люкс должна, напротив, за него вступиться. 

Тема уже вовсю обсуждается в крупных мировых СМИ. Например, The New York Times бьет тревогу: мол, это когда-то "экраны" представлялись чем-то элитарным. Зато сегодня если вы элита - избегайте их. На первый взгляд кошка-аватар от стартапа Care.Coach, живущая на экране планшета и призванная составить компанию одинокому пожилому человеку (ею на самом деле управляют сотрудники на удаленном доступе),- настоящий прорыв. А с другой стороны, разве такой виртуальный друг может полноценно заменить реальную сиделку? 

Все изменилось за какие-то пару десятков лет: раньше пейджер был важным признаком статуса. 

Сегодня настоящая привилегия - это когда ты не должен никому отвечать, а другие, напротив, должны отвечать тебе.

По сути, речь о новой сегрегации: богатые все чаще избегают экранов, в то время как бедные впадают все в большую зависимость от них. На передовой, конечно, образование. Пока у нас, в России, рапортуют о всеобщей компьютеризации школьных классов, на Западе, напротив, новая тенденция - все популярнее становятся школы, где целенаправленно отказываются от использования технологий, это называется tech-free. 

В консалтинговой и аналитической компании Nextatlas обратили внимание на эту тенденцию еще несколько лет назад, в 2017-м. Обратили не случайно: у компании, в частности, есть платформа, использующая искусственный интеллект, чтобы выявлять новые тренды, которые могут стать мейнстримом. Так вот там заметили растущую взаимосвязь между распространением роботов-суррогатов (например, чат-ботов) и желанием людей перейти к личностным отношениям в виртуальной или электронной среде.

Суть тенденции проще объяснить на примере - на дистанционном банковском обслуживании. Для того чтобы воспользоваться услугой "домашнего банка", достаточно лишь соединения с интернетом и переносимого устройства вроде смартфона. Подключился, ввел пароль и пожалуйста - управляй своими финансами. Но вот ложка дегтя в этой банке меда: получается, что таким образом мы не услугу получаем, а, наоборот, берем на себя чужую работу! Отсюда следует простой вывод: в любом премиальном сервисе на той стороне обязательно должен быть живой человек, да еще такой, который способен тебе помочь, ответить на самые разные запросы, а не просто протараторить заученные ответы или рекомендации. 

Но это если речь о чем-то премиальном. А что остается обычным людям? Эксперты осторожны в прогнозах. 

- Технологии дают нам очевидные преимущества, позволяют все большему числу людей иметь доступ к различным услугам и информации,- говорит "Огоньку" сооснователь Nextatlas, ее генеральный директор и председатель правления Лука Морена.- Цена, которую мы за это платим,- зависимость от автоматов, не способных нам отвечать. На нас как на потребителей ложится все бремя управления. 

Эксперт также приводит в пример проблему с конфиденциальностью в мире новых технологий: она в результате оказалась заботой самих пользователей, а не некой данностью. 

Еще один поворот темы, который отмечают в Nextatlas,- бум цифровой детоксикации. Например, многие люксовые отели и туркомпании стали предлагать гостям отдохнуть от цифровых технологий и от состояния "постоянно на связи": либо пожить несколько дней без интернета и смартфона, либо по желанию воспользоваться специальными комнатами отдыха. Дальнейшие перспективы легко представить: как насчет технологической детоксикации для богатых? Например, возможности отдохнуть там, где нет вообще никаких технологий, автоматов и всего того, что окружает современного человека и что составляет его повседневную жизнь? 

Социолог, интернет-исследователь и координатор клуба любителей интернета и общества Полина Колозариди подтверждает: на фоне повальной цифровизации и автоматизации многое из того, что связано с человеком, становится ценностью. Но это не значит, что так будет всегда. Аналогию можно найти в сфере моды: если 1960-е были отмечены бумом синтетики, то сегодня, напротив, все предпочитают естественное. За этой модой стоит сложная взаимосвязь экономики и культуры, циклический процесс. 

К тому же сама по себе цифровизация не плоха и не хороша. Ну, к примеру, уже сейчас люди победнее действительно вынуждены прибегать к "цифровым заменителям" (допустим, к онлайн-психологам) и не могут позволить себе каких-то особенных впечатлений в реальности (например, дорогостоящих путешествий). Но ведь такое разделение, пусть и в других формах, существовало всегда! В некоторых сферах новые технологии, наоборот, дали больше возможностей тем, у кого их не было. 

- Возьмем, к примеру, дистанционное образование. Конечно, преподаватель с индивидуальным подходом к каждому студенту и возможностью личных консультаций - это прекрасно. Но для многих недоступно уже сейчас,- говорит Полина Колозариди.- В этом смысле онлайн-курсы могут, к примеру, дополнять классическое образование. Чем плохо, что лекцию можно переслушать несколько раз? Или посмотреть образовательный фильм прямо в классе, да еще и с субтитрами? Образование очень диверсифицировано, мы не должны грести все под одну гребенку. 

Как отмечает исследователь, сегодня никто не плачет по машинисткам - они пропали вместе с появлением компьютеров, когда исчезла необходимость печатать множество копий от руки. Так и с более новыми технологиями: мы частично продолжим работать с роботами-аватарами, частично - с людьми. И здесь для людей могут открыться новые возможности - вот, пожалуй, главный парадокс происходящего.

Источник: Коммерсантъ

Метки:

Читайте также