Читайте также
Известный израильский журналист и комментатор Кальман Либскинд опубликовал большую статью в газете Маарив, которую назвал "Верховный Суд помог мне решить, за кого голосовать на этих выборах".
Для того, чтобы некое количество людей могло действовать так, чтобы продвигать интересы всей группы, необходимо соблюдать минимум одно важное правило. Группа должна понимать, как работает система, что говорит закон, что разрешено и что запрещено, как награждаются те, кто ведет себя правильно, и как наказываются те, кто пересек черту. Это верно в отношении и работников хай-тек компании, и в отношении сотрудников овощного отдела супермаркета. Более того, это верно в отношении диктаторских государств - таких, как Северная Корея и демократических государств - таких как США.
Общественный организм, составляющие части которого не понимают систему, не знают правил и не получают внятных объяснений о том, как функционирует закон, скатывается в хаос - и очень быстро.
Теперь рассмотрите решение БАГАЦа об арабских партиях, Офере Касифе и Михаэле Бен-Ари. Слишком много израильских граждан не понимает, что здесь произошло. Это правда, у большинства из них нет докторской диссертации по правоведению, но было бы ошибкой считать их сборищем идиотов.
Гражданин смотрит новости каждый вечер и считает себя интеллигентной и понимающей персоной, видел все цитаты из Михаэля Бен-Ари, которые разыскал в его выступлениях юридический советник правительства. Многие из них ему трудно принять, многие ему кажутся даже расистскими. Проблема в том, что гражданин, пытающийся понять, как работает система, видел много чего за прошедшие годы. Он например, видел "речь мучеников" Ахмеда Тиби в Рамалле. Тиби кричал: "Шахид - это слава… Шахид своей кровью прорывает путь к освобождению. Да будут благословенны тысячи шахидов на родине и за границей, благословение нашим шахидам в пределах Зеленой Черты. Нет более высокого подвига, чем смерть за отчизну".
Затем такой гражданин смотрит, как не только великоречивый Тиби, но и господин Офер Касиф, считающий Израиль нацистским государством, требующим отмены Закона о Возвращении и признания права на возвращение палестинских беженцев, получает от БАГАЦа удостоверение кошерности.
Если здесь - юридическая проблема, то скажите какая. Но всем известно, что ее нет. Это - не дело об убийстве, с окровавленным ножом и следами ДНК. Если вы сравните дела о сносе незаконных еврейских форпостов и бедуинских поселений - то увидите, что на предположительно одинаковых юридических основаниях принимаются диаметрально противоположные решения. БАГАЦ, с гибкостью, которой позавидует олимпийская гимнастка, объясняет, почему в одном месте надо сносить, но во втором нельзя. Это происходит в любом деле с политическим подтекстом - и на вооружении одной стороны политического спектра работает любая мыслимая и немыслимая юридическая акробатика.
За несколько недель до выборов 2003 года БАГАЦ рассматривал петицию о дисквалификации партии Балад, Азми Бшара и Ахмед Тиби - на основании того, что они отрицают еврейский характер Государства Израиль. Глава Верховного Суда, судья Ахарон Барак, провозгласил, что прежде чем решать, что кто-то отрицает еврейский характер государства, следует определить, что такое еврейский характер государства. И Ахарон Барак сформулировал "минимальные" требования, к еврейскому характеру государства, закрепленные в соответствующем постановлении БАГАЦа. Коротко они звучат так: право каждого еврея репатриироваться в Израиль, в котором евреи будут составлять большинство, иврит, в качестве государственного языка, еврейские национальные праздники и еврейские национальные символы.
Переносясь в наше время. В ходе нынешней каденции БАЛАД предложил проект основного закона "Государство всех граждан". Законопроект фактически отменяет Закон о Возвращении, отменяет национальный флаг и национальный гимн. Юридический советник правительства Авихай Мандельблитт, изучив законопроект, пришел к выводу, что он представляет собой не мнение того иного депутата, но всей партии. Мандельблитт выражает мнение о том, что законопроект может привести к дисквалификации партии. Так почему же он не дисквалифицирует БАЛАД? Найдено гениальное решение - прямо перед выборами Балад вступил в предвыборный союз с РААМ, и юридический советник чувствует себя не вправе дисквалифицировать сей союз из-за Балад.
Либескинд заключает свое эссе словами: "Здесь нет честной игры. Мы в битве, в которой побеждает сильнейший, и сила - в правовой системе, которая сегодня ближе к Айману Уда, чем к Бен-Ари. Что мы должны делать с такой политической правовой системой? Можно биться головой о стену. Можно кричать о лицемерии. Можно ходить на демонстрации к дому Эстер Хайют. Все эти способы - легитимны. Я выбрал свой путь, который, в создавшейся ситуации, представляется мне наиболее подходящим, лучшим гражданским поступком, который я могу совершить. Верховный Суд только что принял дискриминационное решение против Еврейского Дома, Ихуд Леуми и Оцма Йехудит? - отдаю им свой голос!"