Читайте также
6 марта 1953 года вечерняя газета "Маарив", по пятницам выходившая в свет около полудня, вышла с аршинным заголовком: "Сталин умер". И далее, менее крупным шрифтом: "Москва призывает народ сплотиться против внутренних и внешних врагов". Утренние конкуренты в тот же день сообщить о кончине советского лидера не успели. "ХаАрец", "Давар" и "Аль ха-мишмар" опубликовали лишь очередные бюллетени об ухудшении состояния Сталина": "Давление - 160 на 100, пульс - 120 ударов в минуту, неритмичный, температура - 37.6, количество лейкоцитов в крови - 26.000".
В это время на страницах "Маарива" уже активно обсуждался вопрос: кто придет на смену умершему вождю? Газета предлагала три варианта: "Маленков - ученик Сталина, Молотов - робот или Берия - начальник тайной полиции". Каждому из них на второй странице пятничного выпуска была посвящена небольшая статья. А на первой, рядом с официальным сообщением о смерти Сталина, был опубликован редакционный материал: "Человек, который расколол мир".
"Сталин - Иосиф Виссарионович Джугашвили - оставляет после себя большой вопросительный знак, - говорилось в нем. - Был ли он спасителем человечества или тираном, сверхчеловеком или жестоким диктатором? Разжигателем войн или борцом за мир? Он расколол мир на два лагеря. Миллионы преклонялись перед ним, миллионы его ненавидели. Но и поклонники Сталина, и его противники, согласны в одном: это была ярчайшая фигура ХХ века, это - один из величайших персонажей российской истории".
7 марта была суббота, и утренние газеты в Израиле вышли с заголовками о смерти Сталина лишь на следующий день, 8 марта. "Сталин умер - его место занял Георгий Маленков", - извещала своих читателей газета "ХаАрец". Но тут же, на первой странице, был и другой заголовок: "Вашингтон: у Маленкова не будет сталинских полномочий". В этом сообщении утверждалось, что в ближайшее время власть в СССР не будет сосредоточена в одних руках, а распределится между Маленковым и четырьмя его заместителями - Берией, Молотовым, Булганиным и Кагановичем.
Газета "Давар" сообщала, что, несмотря на смерть Сталина, Израиль намерен вынести вопрос об антисемитизме в СССР на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН. "Пока мы не видим никаких признаков, намекающих на возможные изменения в политике Советского Союза и других стран восточного блока", - заявили дипломатические источники в Иерусалиме. Как известно, лишь за два месяца до смерти Сталина были опубликованы официальные сообщения о "деле врачей" и антисемитская кампания в Советском Союзе была в самом разгаре. Дипломатические отношения между СССР и Израилем были разорваны в феврале 1953 года.
Газета "ХаАрец", в свою очередь, сообщала, что американские евреи с тревогой следят за развитием событий в Советском Союзе. Источники газеты утверждали, что именно Маленков является ответственным за ход антисемитской кампании в СССР. Вместе с тем, представители американских евреев выражали осторожный оптимизм в связи с назначением Кагановича на пост заместителя преемника Сталина. Особо обнадеживающим им казался тот факт, что Каганович - "самый сильный советский еврей", по их определению - никогда не был членом Евсекции ВКП(б). Эта организация, существовавшая с 1918 по 1930 годы, пользовалась мрачной репутацией непримиримого борца с еврейской традицией, религией, сионизмом и распространением иврита.
Газета "Давар" призывала не спешить с выводами в связи с перестановками в Кремле. "Нет никаких сомнений в том, что новое руководство Компартии и правительства СССР - это "первый блин", испеченный на скорую руку, - утверждал политический обозреватель газеты. - Различные группировки и противоборствующие лагеря пошли на компромисс, чтобы не допустить образования политического вакуума. Но все новые назначения в Кремле носят откровенно временный характер".
Совсем иным тоном сообщала о смерти Сталина газета "Аль ха-мишмар" - орган социалистического движения "Ха-шомер ха-цаир". "Прогрессивное человечество скорбит о кончине И. В. Сталина", - гласил ее главный заголовок. Газета сообщала о том, что на здании ее редакции вывешен флаг с траурной ленточкой. "Приспущены знамена на дипломатических представительствах стран народной демократии, - писала "Аль ха-мишмар". - Центральный комитет Объединенной рабочей партии (МАПАМ) опубликовал траурное заявление".
Но не все складывалось так, как хотелось бы активистам движения "Ха-шомер ха-цаир". "Несмотря на искреннее проявление скорби со стороны прогрессивной части общественности и сдержанную реакцию иных, тут и там раздавались голоса радости, - отмечала "Аль ха-мишмар". - Это - прямое следствие разнузданной подстрекательской кампании против СССР и Сталина, развязанной в минувшие месяцы всевозможными реакционными кругами, от партии МАПАЙ до ревизионистов из "Херут".
Наиболее емко царящее в Израиле, да, пожалуй, и во всем мире, настроение, выразил Д.Р. Элстон на страницах газеты "ХаАрец". Свою статью, опубликованную 9 марта, он озаглавил "Между тревогой и надеждой". "В 1947 году казалось, что Советский Союз и США готовы вместе воевать против арабов за еврейского государство, - цитировал Элстон анонимного иностранного журналиста. - В 1953 создается впечатление, что они готовы вместе с арабами выступить против государства, созданию которого они сами помогли".
Элстон выражал сомнение в реальности такого апокалиптического сценария. Во-первых, подчеркивал он, политика США в отношении Израиля не является враждебной. Во-вторых, автор статьи выражал осторожную надежду на то, что со смертью Сталина и в советской политике произойдут определенные сдвиги. В соответствии с древней мудростью, Элстон призывал всех запастись терпением. И, как показало дальнейшее развитие событий, изменения в Советском Союзе вследствие смерти Сталина не заставили себя ждать слишком долго - по крайней мере, в историческом масштабе.