Fake news все возрасты покорны
Фото: Shutterstock.com
Fake news все возрасты покорны

Кто ведется на вымышленные новости и почему

Президентские выборы в США 2016 года сделали выражение "fake news" одним из самых часто употребляемых и не нуждающимся в переводе. Оно даже было признано составителями Collins Dictionary понятием 2017 года. Ученые же пытаются выяснить, насколько сильно фейковые новости влияют на восприятие людьми действительности и кто подвержен этому влиянию больше всего. 

Вскоре после президентских выборов 2016 года Pew Research Center провел опрос, в результате которого выяснились два важнейших момента. Первый заключался в том, что большинство американцев (64%) считали, что фейковые новости очень сильно влияют на восприятие событий. Второй момент фактически противоречил первому: 84% опрошенных заявили тогда, что способны отличить, где правда, а где вымысел. 

Фото: Shutterstock.com/sdecoret

 

Впрочем, довольно быстро выяснилось, что уверенность участников опроса в собственных силах была не совсем оправданной. В ходе еще одного опроса, проведенного теперь уже в июне 2018 года исследовательской компанией YouGov, 40% респондентов в США признались, что периодически принимают фейковые новости за правду и только потом узнают, что их обманули. 

Примерно такой же неоднозначный ответ ученые получили и пытаясь выяснить, кто больше всего подвержен влиянию фейковых новостей. На этой неделе в журнале Science Advances было опубликовано исследование группы ученых из Принстонского и Нью-Йоркского университетов, которые нашли ответ на этот вопрос, причем, кажется, более чем правдоподобный: наиболее подверженная влиянию фейковых новостей категория людей - пожилые люди в возрасте от 65 лет. 

Исследование проводилось с участием 3500 пользователей сети Facebook, которая стала одним из главных каналов распространения дезинформации. Проанализировав поведение пользователей в соцсети, исследователи выяснили, что лишь 8,5% из них делились когда-то фейковой новостью у себя в ленте. При этом среди пользователей старше 65 лет доля таких людей составила 11%, а среди молодежи (18–29 лет) - всего лишь 3%. При этом тенденция, по словам одного из авторов исследования, Эндрю Гесса, сохранялась и в том случае, если убирались такие факторы, как партийные и идеологические предпочтения. "Для меня это стало неожиданностью",- заметил господин Гесс в интервью The Verge.

Впрочем, все оказалось не столь уж и безусловным. Исследование, о котором рассказал Science Advances, проходило только на базе пользователей Facebook в 2016 году, в период перед и после президентских выборов, когда fake news были относительной новинкой. Кроме того, определенную роль должно было сыграть и традиционное поведение пользователей ФБ: молодежь скорее будет делиться своими новостями, музыкой и фотографиями, а не публикациями СМИ, будь они правдивые или нет. 

Более позднее, более широкое и менее привязанное к поведению в Facebook исследование YouGov показало совершенно иной результат: 41% американцев в возрасте от 18 до 34 лет, выяснили исследователи, хотя бы однажды поверил лживой новости. Среди пожилых людей (старше 65 лет) этот показатель 44%. То есть разница между этими двумя возрастными категориями невелика. Ключевую же роль играл не возраст, а приверженность к тому или иному источнику информации. Так, среди тех, кто предпочитает узнавать новости в интернете, поверили хотя бы раз в фейковую новость 33% опрошенных. А среди тех, кто предпочитают узнавать о событиях по телевизору,- 43%. 

Фактически было доказано, что люди, для которых интернет - предпочтительный источник новостей, вообще воспринимают новости более критично, чем те, кто привык получать новости посредством телевидения.

Так ли страшны фейковые новости и действительно ли они определили судьбу президентских выборов в США? На этот вопрос попытались ответить научные сотрудники Государственного университета Огайо. Они провели опрос среди тех, кто был приверженцем демократов и поддерживал на предыдущих выборах Барака Обаму. 

Исследование показало, что те, кто поверили в фальшивые новости, широко распространявшиеся в социальных сетях в ходе избирательной кампании, проголосовали за Дональда Трампа. В опрос были включены три фейковые истории: две, направленные против Хиллари Клинтон, и одна, выставляющая в положительном свете Дональда Трампа. Из тех, кто не поверил ни в одну из них, 89% отдали свой голос кандидату от демократов. Среди поверивших хотя бы в одну историю 61% проголосовал за госпожу Клинтон. Из тех же, кто поверил двум или трем фальшивым новостям, только 17% поддержали на выборах госпожу Клинтон.

counter
Comments system Cackle
Загрузка...