Читайте также
Любимец израильтян, президент США Дональд Трамп недавно вызвал у ряда наших сограждан возмущение и даже негодование. Оказывается, не такой уж нам друг, этот самый Дональд Трамп. Ведь он – подумать только! – заговорил о принципе "два государства для двух народов", который прежде не собирался никому навязывать. Он пообещал "жесткий ответ", если Израиль не проявит добрую волю на пути к миру. А мы-то думали, что "жестким" президент может быть только с палестинцами, только их наказывает долларом за строптивость и нежелание идти на переговоры! Его советники, в том числе совершенно "наш человек" Джаред Кушнер, подтверждают, что время статус-кво прошло и участникам палестино-израильского процесса придется пойти на взаимные уступки.
О своих намерениях оказать давление на Израиль Трамп сообщил в беседе со своим французским коллегой Эммануэлем Макроном, которая стала достоянием СМИ. Он также согласился с предположениями Макрона о том, что израильский премьер Нетаниягу не стремится к прогрессу в мирных переговорах. Хотя абсолютное большинство израильских политологов, как правых, так и левых, уверены в том же самом, критика в адрес главы нашего правительства вызвала бурное разочарование. И хотя пресс-секретарь Белого дома заверил прессу в том, что президент полностью полагается на приверженность премьер-министра делу мира, осадок остался.
Намерен ли Трамп действительно применить жесткий подход? Или он просто пугает Нетаниягу, рассчитывая сдвинуть процесс с мертвой точки? И разве хозяин Белого дома не должен всегда и во всем принимать сторону еврейского государства? Многие ставят вопрос именно так, забывая, что Трамп – президент США, а не Израиля.
Как показал опрос, проведенный недавно израильским Институтом демократии, 74%израильтян–евреев и 94,5% израильтян-арабов уверены, что интересы Израиля важны для Трампа. В целом, 67%опрошенных считают дружеское расположение президента к Израилю неизменным.
Трамп многое сделал, чтобы заслужить столь высокое доверие израильтян. Он перенес посольство в Иерусалим, на что прежде никто не отваживался. Он вышел из ненавистной и опасной сделки с Ираном. Он сократил субсидии Палестинской автономии на миллионы долларов, закрыл их представительство в Вашингтонеи отказался финансировать коррумпированное Агентство по делам палестинских беженцев. Сделал ли он это все из особой любви к Израилю, под влиянием еврейской части своей семьи или своих сторонников из американских христиан-евангелистов? Или это лишь часть общегоплана по возвращению Америки величия, плана, в котором Израилю отведена почетная, но отнюдь не первостепенная роль? Уже то, как Белый дом обращается со своими союзниками в Европе и НАТО, должно избавить нас от иллюзий.
Подобно тому как Трамп наказал палестинцев за бойкот миротворческих усилий Вашингтона, он вполне способен наказать и нас, если обнаружит намерение саботировать его программу. "Они (палестинцы) не разговаривали с нами, а это неприемлемо", - объяснил он Макрону, и, с большой вероятностью, жестко отреагирует на "неприемлемое" поведение Израиля.
Уже сейчас ясно, что за щедрый подарок в виде признания Иерусалима столицей еврейского государства придется платить "более высокую цену" - об этом откровенно заявил Трамп, говоря о будущих мирных переговорах. Он добавил, что теперь очередь палестинцев "получить что-то очень хорошее" и ни одна сторона не будет "полностью удовлетворена" американским планом урегулирования. Это означает, что всем придется пойти на компромиссы в той мере, в какой сочтет нужным президент США. Мы можем только надеяться, что "подарком" палестинской стороне не станет право на возвращение беженцев – эту проблему Трамп намерен разрешить путем финансовых компенсаций и снять с повестки. Очевидно, речь снова пойдет о территориях – больше Израилю платить нечем.
Выходит, Трампу удалось обмануть наше доверие, прикинувшись другом.А может, мы сами себя обманывали?..
Президент США –бизнесмен, а не политик, и подходит ко всему с позиции разумной выгоды и здравого смысла. Стоит ли платить огромные взносы в НАТО? Стоит ли финансировать автономию, если это деньги идут на пропаганду экстремизма и поддержку террористов? Стоит ли поддерживать тенденциозный и осуждающий Штаты Совет по правам человека?
Трамп не готов платить просто так, как это делали его предшественники, соблюдая многолетние традиции. Вряд ли можно надеяться, что для традиционной поддержки Израиля он сделает исключение, как бы ни хотели этого Иванка и Джаред Кушнеры и евангелисты-республиканцы. Ничего личного – только бизнес. Если президент считает, что Америке выгоден мирный Ближний Восток, он готов в него инвестировать. Но он не станет смотреть, как деньги и усилия падают в бездонную бочку нескончаемого конфликта. Платить по счетам придется обеим сторонам.
Левому лагерю, впрочем, не стоит особенно ликовать. Да, фраза "два государства для двух народов" произнесена. Но если Трамп поймет, что такое решение вредно или невыполнимо, он от него откажется. Он человекдела, а не догм и амбиций. Именно поэтому он спокойно смотрит на контакты своего союзника Израиля с Россией и Китаем – они не мешают ему, пока не идут во вред Америке. Вот если в поведении еврейского государства ему почудится опасность, он и не вспомнит о давней дружбе.
Израилю тоже полезно посмотреть на эту дружбу более трезво. Тесная связь с Вашингтоном, который все больше настраивает против себя Европу, делает репутацию нашей страны в Западном мире еще более спорной. При всем взаимном доверии и сотрудничестве не стоит явно выражать поддержку всем действиям Трампа, если они не имеют к нам прямого отношения.
Но верить тому, что говорит президент США, тем не менее, следует. До сих пор он всегда выполнял свои обещания. И заметим – он никогда не обещал действовать исключительно в интересах Израиля.