От Дня Катастрофы к 9 мая
Фото: Getty Images
От Дня Катастрофы к 9 мая

День Катастрофы европейского еврейства и День памяти погибших в войнах Израиля, как и 9 мая, неразрывно связаны и, как бы не хотелось ворошить прошлое, понадобились долгие годы, чтобы общество усмотрело эту параллель. Увековечивая своих героев, израильтяне невольно, а в данном случае и вольно, принижали и подвиг восставших в Варшавском гетто, и героическую победу Советской армии над гитлеровскими ордами. Впрочем, такой подход свойственен не только израильтянам - в СССР старались никоим образом не выпячивать роль союзников. Но идеологическая шелуха отлетает, а правда остается. Остается память о погибших шести миллионах, и вопросы, которые задавали жители ишува чудом спасшимся в концлагерях и гетто, сегодня выглядят кощунственно.

Каждый год тысячи молодых израильтян вместе с пережившими Катастрофу участвуют в Марше жизни, повторяя путь миллионов в Аушвиц-Биркенау. Увиденное напрочь ломает представление о Катастрофе у израильских школьников. Налаженная по последнему слову тогдашней техники и продуманная машина уничтожения, использование останков и вещей: волосы - на матрасы, кожа - на абажуры, запасы обувной ваксы со всех концов Европы и даже сношенной обуви, очки и пенсне, которые шли в ремонт в лагерных мастерских - все это поражает своей дьявольской расчетливой жестокостью и фантастической банальностью зла.

Так было не только в Освенциме – так было во всей Европе. Я с большим пиететом отношусь к церемонии Марша жизни в Аушвице, но, учитывая безумную дороговизну поездки, на которую не все родители, особенно новые репатрианты, тянут, считаю, что такие марши можно проводить во всех местах массового уничтожения евреев: в Литве, Латвии, Белоруссии, Украине - там, откуда корни родителей этих школьников. Такие группы, которым не требуется целый штат охранников, контролеров кашрута и политиков, снимающих свой пиар-продукт с этого святого дела, по своему воспитательному значению были бы не менее эффективны, но доступны практически всем.

В последнее время вышла масса замечательных фильмов, раскрывающих феномен беспрецедентного уничтожения еврейского населения Европы и малоизвестных эпизодов Сопротивления. Сегодняшний израильский школьник недоумевает, каким образом фашистам удалось убить эти шесть миллионов. Он, живущий в век интернета, не в состоянии осознать, как коварно и хитро действовали немцы. Никто ведь не сообщал несчастным, что их везут в газовые камеры, напротив, им говорили, что хотят спасти евреев от гнева и ненависти местного антисемитского населения – белорусов, украинцев, поляков.

- Немцы интеллигентные люди, - утверждали пережившие первую мировую войну и германскую оккупацию. Собирали самое ценное и отправлялись в путь… Да и в гетто не сразу уничтожали - распределялись наряды на работу, действовал юденрат.

Множество книг и фильмов повествует о феномене восстания в Варшавском гетто - фильмов реалистичных, скромных, пусть и не кандидатов на «Оскар», но объясняющих весь этот ежедневный ужас. Люди есть люди, и они исповедуют свою идеологию даже на пороге смерти. Вот и в Варшавском гетто были две основные группы бойцов сопротивления. «Боевая еврейская организация», возглавляемая Мордехаем Анилевичем (ZOB), и «Военная еврейская организация» (ZZW) под руководством Павла Френке.
 
Первая придерживалась социалистической идеологии, а вторая основывалась на позициях Жаботинского и бейтаровцев. Из-за политических разногласий они не могли договориться.

Интересна история приобретения оружия и его доставки в гетто. Поляки, добрые люди, продали подполью старые пистолеты по цене современных автоматов. Пистолеты попадали в гетто в мешках с картофелем. Были добровольцы, пробиравшиеся на территорию гетто под угрозой смерти через канализацию.

Восстание застало немцев врасплох. Они никак не предполагали, что этот, по их мнению, локальный бунт перерастет в почти месячное серьезное сопротивление. Последним оплотом восставших стал бункер на улице Мила, 18. Там командовал Мордехай Анилевич, он и еще несколько соратников задохнулись, когда гестапо обнаружило бункер, и туда пустили газ. По другой версии они покончили с собой.

Подавлением восстания занимался генерал Юрген Штроп, при этом использовались артиллерия, бронетехника, авиация, на усмирение был брошен батальон СС. После первых боев немцы были вынуждены отступать с большими потерями и потребовали подкрепления. Восставшие наделялись, что их поддержат поляки, но те равнодушно взирали, как «крысы горят». Более того, генерал Бур-Комаровски, командующий подпольной «Армией крайовой», издал приказ, предписывающий уничтожение еврейских партизанских групп, обвинив их в бандитизме. «Армия людова», правда, оказала помощь подпольщикам из ZOB. Кстати, ситуация повторилась зеркально: позднее, во время варшавского восстания, «Армия людова» и советские части сидели за Вислой и, наблюдая всполохи, говорили: «Крысы горят». Герои Варшавского гетто надеялись также, что Черчилль направит бомбардировщики на железнодорожные пути и вокзалы в районе Варшавы. Знал ли Черчилль о восстании, или нет, но самолеты не прилетели.

Удивительно, что даже зная о неминуемом поражении в войне, фашисты продолжали отправлять евреев в концлагеря. Сколько их было, мест массового уничтожения евреев! А еще мы не должны забывать о «Собиборе», семейных еврейских отрядах в Белоруссии, о существовании которых тоже не очень сегодня любят распространяться белорусские власти. А кое-кто, как в Змиевской балке (российский Ростов-на-Дону) был заинтересован в изменении таблички и переписал историю: «Здесь расстреляно 27 тысяч мирных жителей». Ранее было написано – «евреев».

Если бы тогда существовало государство Израиль, история могла бы обернуться менее кровавым сценарием. Во многом независимый Израиль родился из дыма Освенцима. Сомневаюсь, что многие страны проголосовали бы за создание нашей страны и разделение территории на арабское и еврейское образования, если бы не чувствовали своей вины за Катастрофу.

Через неделю после этой траурной даты мы будем поминать павших в войнах Израиля. Бойцы ЦАХАЛа - это преемники восставших в Варшавском гетто и героев Второй мировой войны. Для того, чтобы прийти к этой простой истине, повторяю, понадобились десятилетия. А  ведь в Израиле почти нет семей, члены которых в той или иной степени не имели бы отношения к этим трем вехам.

600 тысяч жителей еврейского ишува выстояли против интервенции семи арабских стран с многомиллионным населением. 6 миллионов евреев погибло в Катастрофе. Сегодня страна накануне своего 64-летия, которое вместило семь войн. Магия этих цифр завораживает. Конечно, каждый переживает свою собственную трагедию сильнее остальных. Для меня самым тяжелым событием в жизни была Война Судного дня, спровоцированная неожиданным нападением сирийцев и египтян в святой для еврейского народа день. Но разве 22 июня 1941 года для жителей СССР или нападение на Пирл-Харбор 7 декабря 1941 года было менее неожиданным? Моше Даян сравнивал Войну Судного дня с разрушением Третьего храма, а Голда Меир собиралась покончить с собой. Но мы выстояли, и в ночь с 15 на 16 октября 1973 года обозначился перелом в войне, когда ЦАХАЛ форсировал Суэцкий канал. Для нас это была победа, сравнимая с 9 мая 1945 года.

В Израиле живут тысячи ветеранов, для которых 9 мая - главный праздник. Это день, когда они достают свои награды, надевают их на мундиры и пиджаки. Я хочу, чтобы юное поколение израильтян знало, кто эти люди, зачем они выходят на свой парад, и их не встречали бы с тем странным недоумением, какое читалось в глазах многих израильтян в начале 90-х. Мы помним.

counter
Comments system Cackle